|
Деньги, которые правительство выделило на модернизацию образования, уже распределены между регионами, но большинство из субъектов не готовы к получению средств. Не выработано четкой схемы повышения учительских зарплат, а также единого механизма распределения средств между муниципалитетами и конкретными школами. Об этом говорилось на заседании совета по вопросам качества общего образования.
Не выработано четкой схемы повышения учительских зарплат, а также единого механизма распределения средств между муниципалитетами и конкретными школами. Об этом говорилось на заседании совета по вопросам качества общего образования.
Заседание Совета по вопросам качества общего образования состоялось в среду. На повестке дня стоял вопрос реализации программы модернизации системы общего образования, инициированной премьер-министром Владимиром Путиным, а так же 125 млрд рублей, которые правительство пообещало выделить на нее в течение трех лет.
Члены совета, среди которых представители Российской академии образования, Госдумы, Минобрнауки, Общероссийского профсоюза образования и Общественной палаты, обсуждали ход подготовки регионов к получению денег, а так же говорили об основных рисках, которые могут помешать грамотно их освоить.
Председатель Совета Виктор Садовничий указал на то, что если деньги придут в августе или сентябре (что, судя по всему, и произойдет), то учитывая закон о тендерах средства «могут быть не освоены или освоены спешно».
Однако заместитель министра образования и науки, статс-секретарь Игорь Реморенко успокоил собравшихся. «Предусмотрен механизм замещения: те средства, которые тратились на оборудование, транспорт и другие расходы могут быть замещены и идут в зачет субсидий, если регионы не успевают израсходовать средства, которые придут в августе», - уточнил он.
А вот вопрос о том, как именно и по какой схеме повышать зарплату учителям пока не решен. По словам Реморенко, перед школами стоит задача до 15 сентября определиться с «формулой оплаты». «Необходимо провести работу внутри муниципалитетов и внутри школ, чтобы все понимали: как распределить зарплату. Будет увеличиваться стимулирующий фонд или базовый? Если будем наращивать стимулирующий, то учителя будут это ощущать как временную выплату, а если базовую, которая зависит, в том числе, от выслуги лет, молодежи будет неинтересно идти в школу», - сообщил Реморенко.
Председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова настаивала на введении единого подхода с увеличением гарантированной базовой ставки. «Нужно утверждать базовые ставки и оклады - должны быть минимальные гарантии государства. Нельзя дальше допускать пестроту новых систем оплаты труда, нужны единые подходы на федеральном уровне», - считает она. Из докладов участников заседания также следовало, что проблемы есть и с контролем за распределением средств между школами внутри регионов.
По словам замминистра Игоря Реморенко этот процесс затрудняет то, что некоторые школы еще не перешли на систему нормативно-подушевого финансирования. Из-за этого сложно точно рассчитать нужный объем финансирования: «Какие-то муниципалитеты и школы перефинансированы, а какие-то недофинансированы, и в настоящее время это сложно отследить», - обрисовал общую картину Реморенко.
Впрочем, цифры денежных субсидий по регионам, порядок распределения которых был утвержден правительством 21 июня, все-таки были озвучены.
Первый транш из федерального бюджета составит 20 млрд рублей.
Самые большие суммы из федерального бюджета на развитие школ получат Камчатский край (около 918 млн руб.), Ростовская область (736 млн руб.), республика Башкортостан (712 млн руб.), Московская область (627 млн руб.) и Чеченская республика (около 546 млн руб.). Меньше всего получат Чукотский автономный округ (около 12 млн руб.), Магаданская область (25 млн руб.) и Ямало-Ненецкий автономный округ (35 млн руб.). Представители Госдумы выразили надежду, что эти деньги в первую очередь смогут помочь школам подготовится к введению новых стандартов, которые обяжуют образовательные учреждения создавать определенные условия с точки зрения технического оснащения и инфраструктуры. «В таком объеме средства мы дальше вряд ли сможет выделять, но сейчас мы должны сделать все, чтобы создать условия для реализации новых стандартов», - подчеркнул депутат Госдумы, доверенное лицо Общероссийского народного фронта Николай Булаев.
По итогам заседания Совет принял несколько рекомендаций по дальнейшей работе над освоением денег. В частности для того, чтобы дать регионам дополнительную мотивацию для стремлению к модернизации Совет направит в правительство просьбу рассмотреть возможность выделения самым активным субъектам «бонусов» в виде дополнительных бюджетных средств - на капитальный ремонт и реконструкцию общеобразовательных учреждений.
А для того, чтобы отслеживать результаты школ, Минобрнауки рекомендовано разработать программу проведения мониторинговых исследований качества общего образования на федеральном уровне.
Как пояснил Игорь Реморенко, такая программа уже почти разработана. «На уровне образовательного учреждения будут запрашиваться определенные данные, которые будут поступать на единый портал и там автоматически структурироваться», - сказал замминистра. По его словам к числу критериев будут относиться время внеурочных занятий, модели повышения квалификации учителей, оснащение школ библиотеками. В части учительских зарплат перед Минобрнауки была поставлена непростая задача: с одной стороны рекомендовано обратить особое внимание на поэтапное увеличению доли постоянной части зарплаты учителей, «устанавливаемой в зависимости от уровня квалификации, сложности и ответственности выполняемых работ», а с другой - «принять меры по совершенствованию систем оплаты труда, направленные на усиление связи между качеством работы учителей и оплатой их труда», то есть повысить стимулирующую долю.
Также в числе рекомендаций - обеспечение адресной помощи молодым педагогам, приезжающим на работу в сельскую местность.
За два месяца регионы должны определиться со схемой оплаты труда учителей и распределить прибавки между школами и муниципалитетами. Пока что большинство субъектов спешно решают эти вопросы и пишут сметы. По словам Игоря Реморенко договор с Минобрнауки, который обеспечит получение денег пока подписали всего три региона - Калужская область, Республики Коми и Дагестан.
Автор: Наталья Зиганшина
| |