|
«Мы совершили коллективную ошибку», - заявил WSJ по этому поводу гендиректор Европейского Космического Агентства Жан-Жак Дордэн
Международная космическая станция (МКС) - самый дорогой проект человечества в космосе ценой в $100 млрд. Через несколько дней единственным транспортом для доставки людей на МКС останутся «Союзы», сообщает сегодня The Wall Street Journal. Последний американский космический шаттл должен вылететь на орбиту завтра. Потом США и другим странам придется полагаться на созданные 40 лет назад российские космические корабли. Роскосмос собирается утроить цену доставки на «Союзах» на орбитальную станцию, и выбора у других стран практически нет. «Мы оказались в не слишком комфортной ситуации, и когда я говорю "некомфортной", это эвфемизм», - говорит газете The Wall Street Journal Жан-Жак Дордэн, гендиректор Европейского Космического Агентства, одного из пяти агентств, совместно управляющих орбитальной лабораторией. «Мы совершили коллективную ошибку». «Союз» представляет собой триумф ориентированного на экономию подхода к исследованию человеком космоса. Капсулы запускают массивными одноразовыми ракетами, они несут астронавтов в некоем подобии управляемого артиллерийского ядра на орбиту и обратно. США, напротив, выстроили свою космическую программу вокруг самой сложной машины в воздухе за всю историю человечества, многоразового космического корабля. В то время как США потратили $209,1 млрд на программу космических шаттлов, вся российская космическая программа обходится в $2 млрд в год. «Сегодня многоразовые корабли - дорогостоящее удовольствие, и экономически они обычно не оправданы», - заявил одной российской газете месяц назад Владимир Поповкин, недавно назначенный директор Роскосмоса. Российская монополия на полеты человека в космос не будет вечной. Если все случится согласно планам НАСА, она закончится в 2016 г., когда агентство надеется выбрать один из нескольких коммерческих транспортных проектов по доставке человека на орбиту, которые сегодня существуют лишь в виде чертежей. НАСА сейчас ищет коммерческую космическую службу такси - созданную, построенную и управляемую частным сектором, чтобы сократить расходы и ускорить темпы разработки. «Мы агрессивно работаем над созданием собственного транспортного корабля», рассказывает Уильям Герштенмайер, помощник руководителя космическими операциями НАСА, председатель международного совета, управляющего космической станцией. С тех пор как президент Джордж Буш-мл. объявил об окончании программы космических челноков в 2004 г., Роскосмос повысил цену доставки астронавтов на космическую станцию в восемь раз. Согласно последним контрактам, одно место на «Союзе» будет стоить НАСА $63 млн в 2016 г. - на 175% больше, чем в 2005 г., по данным проведенного недавно аудита агентства.
| |