|
В российском театре заканчивается эпоха патриархальных отношений.
Руководитель департамента культуры Москвы Сергей Худяков подписал заявление Юрия Любимова об увольнении. «Труд» считает, что конфликт между знаменитым режиссером и труппой обнажил системный кризис российского театра.
До последнего мало кто верил в такой исход драмы, разыгравшейся на Таганке после злополучных чешских гастролей, где актеры публично потребовали от худрука (он же директор) выплаты причитающегося им гонорара, а он этим требованием оскорбился. Юрий Любимов неоднократно собирался уйти из созданного им театра, но всякий раз оставался. Все думали, что так будет и теперь.
Режиссер говорил, что согласен и дальше руководить «Таганкой», но на условиях перехода театра на автономию и систему контрактов. Но артисты, отчаянно держась за рабочие места, однозначно высказались против, а принять такое решение через голову коллектива по существующему законодательству невозможно. Поэтому департаменту культуры ничего не оставалось, как удовлетворить просьбу Юрия Любимова.
Пока вместе с экс-лидером захотел уйти только один актер - Дмитрий Межевич. Напомним, что несколько дней назад Юрий Петрович уволил и свою жену Каталину с поста замдиректора. Сейчас «Таганкой» временно руководит и. о. худрука и директора, заместитель директора по строительству Сергей Коротченков, назначенный Юрием Любимовым. Так что Валерию Золотухину, которого прочили на эту роль актеры театра, можно пока расслабиться.
Экс-худрук «Таганки» узнал о своем увольнении - по его словам, из СМИ, - находясь в Италии, где навещал своего друга Тонино Гуэрру. Юрий Любимов заявил, что полон творческих планов, имеет много предложений, собирается поставить «Бесов» Достоевского и посвятить их своим бывшим актерам. В каком театре он собирается осуществить этот проект, 93-летний режиссер не уточнил.
В театре это решение тоже приняли без паники. «Прежняя "Таганка" давно умерла. Но уход Любимова станет импульсом для притока новой энергии в театр. Для молодых и не очень молодых это импульс, чтобы начать что-то новое», - сказал «Интерфаксу» старейший работник театра Феликс Антипов.
Но как бы ни складывалась дальше судьба Театра на Таганке, этот громкий скандал высветил общую тенденцию. Конфликты худруков и артистов в этом сезоне вспыхивали постоянно: по требованию труппы Театра им. Маяковского был уволен Сергей Арцибашев, артисты Театра им. Станиславского добились-таки отставки Александра Галибина, актеры Театра им. Вахтангова в прошлом сезоне вели подкоп под Римаса Туминаса. Результат у этих демаршей разный: руководителю Театра им. Вахтангова удалось отстоять свою репутацию и должность выпуском отличной премьеры (его «Дядя Ваня» получил «Золотую маску» как лучший спектакль сезона). Театр им. Маяковского получил в руководители молодого и весьма перспективного Миндаугаса Карбаускиса. А вот Театру им. Станиславского новый худрук Валерий Белякович, руководящий Театром на Юго-Западе, вряд ли может много дать.
Очевидно, причин тут как минимум две. Во-первых, творческий неуспех, которого актеры, как и женщины, обычно не прощают. А во-вторых, недостатки театрального законодательства, по которому финансирование не зависит от результата (и лучшие, и худшие дотируются одинаково), а руководитель театров связан по рукам и ногам и не может ни формировать труппу по своему усмотрению (актера уволить нельзя - он бюджетник), ни самостоятельно зарабатывать деньги. Без сомнения, реформы назрели. Конечно, процесс этот болезненный и сложный. Но без них в русском театре так и будет царить смута.
| |