Пока новый закон о техосмотре вызывает больше вопросов, чем ответов, даже у тех, на кого по роду деятельности ложится его исполнение.
Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Госдумой 15 июня 2011 года, одобрен Советом Федерации 22 июня 2011 года и подписан президентом 1 июля.
Как уже сообщалось, согласно положениям закона новые автомобили (до трех лет, начиная с даты выпуска) не должны будут проходить техосмотр. Владельцам автомобилей и грузовиков грузоподъемностью менее 3-х тонн, возрастом от трех до семи лет, ТО предписано проходить раз в два года, далее - ежегодно.
Перевозчики пассажиров должны будут проходить техосмотр каждые полгода, а грузовики свыше трех тонн и спецтранспорт (полицейские машины, «скорая помощь») - раз в год.
Также, теперь автовладельцы смогут пройти ТО в любом техцентре страны. Заключить договор ОСАГО автовладелец сможет только предъявив талон техосмотра, что делает полис ОСАГО свидетельством прохождения ТО. Наконец, проводить ТО будут лишь аккредитованные Российским союзом автостраховщиков технические центры, или «операторы технического осмотра». Правила аккредитации установит Минэкономразвития, и она будет действовать бессрочно.
Что изменится на деле?
С самого начала, когда проблема техосмотров в России была поднята президентом Дмитрием Медведевым, стали звучать призывы передать функции техосмотра из ведения МВД в коммерческие структуры, а также о заключении договора о страховании автогражданской ответственности только после предъявления талона ТО. Но детали такой передачи функций от полиции в частные руки до сих пор неясны.
Об этом, в частности, шла речь на прошедшей пресс-конференции, посвященной подписанию нового закона о техосмотре. Приглашенным экспертам предлагалось дать ответ на вопрос, станет ли процедура прохождения ТО с принятием федерального закона проще.
По мнению члена правления Сибирской Межрегиональной Ассоциации страховщиков, Евгения Козлова, по крайней мере, новый закон позволит разгрузить полицию.
- Мы разгрузим сотни работников ГИБДД тем, что от этого ведомства уйдет функция проведения и проверки наличия талона ТО, - говорит он. - Им будет просто легче работать, что немаловажно в свете проходящих в МВД реформ.
По его словам, поначалу в новой системе возможны сбои. Для этого законом определен соответствующий переходный период. Сам закон вступит в действие 1 января 2012 года, но некоторые его положения повременят вводить до 1 января 2014 года. В частности, именно на такой срок на пунктах ТО продолжат контроль за процедурой техосмотра инспекторы ГИБДД. То есть, пока все останется для автолюбителей, как есть. Лишь контролирующие функции о наличии талона техосмотра перейдут к страховщикам, которые не дадут без его предъявления полис ОСАГО.
По словам старшего инспектора по особым поручениям Управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Алексея Иволги, введение нового ФЗ требует принятия еще массы нормативных актов. В частности, есть неясность с технологией проведения ТО.
- Сейчас прописана необходимость проведения осмотра транспортного средства по 49 разным позициям, - говорит он. - В будущем этот перечень должен сократиться, но пока непонятно, что планируется убрать, а что оставить. На время переходного периода функции ТО у МВД останутся, но параллельно добавятся аккредитованные РСА центры ТО, и автолюбители смогут выбрать, где пройти осмотр транспортного средства. Также немаловажно, что теперь автолюбители смогут проходить ТО не только по месту регистрации авто, а по всей стране.
После начала 2014 года МВД уже не будет контролировать ТО. Но за полицией однозначно закрепится функция ведения реестра прошедших ТО транспортных средств. Туда каждый день будут обязаны передавать данные все коммерческие центры ТО.
- В сущности, новый ФЗ о техосмотре не меняет ничего, - говорит координатор Новосибирского регионального отделения Федерации автовладельцев России Алексей Носов. - Поэтому мы, как организация, лоббирующая интересы автовладельцев, выступаем против подобных нововведений. Проходить техосмотр по всей стране - это мало кому нужно. Зато существуют большие опасения, что увеличится стоимость ТО.
Исчезнет ли коррупция?
По словам Алексея Носова, есть также опасения, что нововведения не смогут остановить коррупцию в сфере техосмотра - а ведь именно это преподносилось, как одно из неоспоримых достоинств нового закона.
- Мое личное мнение, коррупционная составляющая в сфере ТО останется, - уверен он. - И даже увеличится. Потому что появляется интерес страховщика, который без талона ТО не даст полис ОСАГО. Здесь есть почва для злоупотреблений, ведь не секрет, что сейчас те же страховщики рекомендуют ту или иную СТО для проведения экспертизы после ПДД, - говорит Алексей Носов.
Впрочем, Евгений Козлов отвергает подобные опасения.
- Какая может быть коррупция, если полис выдается после того, как автовладелец посетит пункт ТО? Страховщик не может, таким образом, диктовать водителю, где пройти техосмотр, он уже пройдет его до визита к страховщику. Что касается рекомендаций по прохождению автоэкспертизы, закон регламентирует именно направление автовладельца страховщиком в центр ТО, так что тут нет противоречия. Поверьте, нам и так есть на чем зарабатывать, - ответил Евгений Козлов.
Также он особо подчеркнул, что страховщики не собираются создавать собственные центры ТО - это совершенно не их функции. По его словам, в страховую компанию поступает сегодня множество звонков от владельцев пунктов ТО с вопросами «когда вы нас купите», но страховщики не собираются конкурировать в сфере ТО с уже имеющимися на рынке компаниями. Для этого у них просто нет технических знаний.
Для кого же закон?
Еще пару недель назад корреспонденту Сибкрай.ru в Сибирском отделении Российского союза автостраховщиков поясняли, что пока еще неясно, как будет вестись аккредитация центров техобслуживания. В отделении пояснили, что к тому времени, как закон будет подписан президентом, уже должны быть разработаны необходимые нормативные акты, согласно которым и будет выстраиваться взаимодействие с центрами техосмотра.
Сейчас закон подписан, но неясность взаимодействия страховщиков и ПТО остается. Например, чисто технически Сибирское отделение РСА должно будет принять всех желающих со всей Сибири - на это нужны люди, новые помещения и средства.
Но главное, считают эксперты, проблема прохождения техосмотра и возникающей при этом коррупции возникла из-за несоблюдения водителями правил эксплуатации автомобиля. И поэтому, по мнению Алексея Носова, сейчас государство борется не с причиной, а со следствием.
- В Германии, например, автомобиль обслуживается в определенном автохаусе (центре ТО) у официальных дилеров, строго по расписанию проведения плановых ТО. Сам автолюбитель не крутит в моторе гайки. Вот если у нас запретить автовладельцам самим крутить гайки, проблема отпадет сама собой, и техосмотр можно отменять, - говорит Алексей Носов. - А у нас водители мало того, что сами обслуживают автомобиль, так еще ставят на него фальсифицированные детали.
С этой точкой зрения согласен и Евгений Козлов.
- Я бы новый закон дополнил положением, что если человек проходит по расписанию все положенные для авто ТО, он освобождается от прохождения процедуры техосмотра, - говорит он. - Это бы стимулировало обслуживать машины, и покупать новые автомобили.
По словам Алексея Иволги, в прошлом году по вине неисправного технического состояния автомобиля произошло всего 9 ПДД в Новосибирской области. Эти данные говорят о том, что ГИБДД, как бы то ни было, справляется с задачей контроля технического состояния транспортных средств. Будет ли столь же эффективен контроль по новым правилам, еще предстоит увидеть.
Все автомобильные новости