|
Космический корабль «Атлантис» в последний раз отправится к МКС. Этот полет ознаменует завершение 30-летней программы Space Shuttle. Старт запланирован на 19:26 по московскому времени. В НАСА особо подчеркивают: если позволит погода. Уже более суток в районе космодрома на Мысе Канаверал не прекращаются грозы. Тем не менее, во Флориде начинают собираться гости, там ожидается настоящий аншлаг - за стартом «Атлантиса» вживую будут наблюдать более миллиона человек.
О том, что погода нелетная, дают понять промокшие насквозь пернатые, что не решаются подняться в воздух: Мыс Канаверал заливают дожди, однако НАСА не спешит переносить старт шаттла в пятницу - обратный отсчет продолжается, не смотря на интенсивный ливень. Если он остановится, то в 19.26 по московскому времени «Атлантис» отправиться в свою последнюю командировку на орбиту.
«Конечно, буду скучать по шаттлу. Это был прекрасный корабль, мы поострили благодаря ему МКС, мы научились летать в космос. То, что мы сейчас делаем с челноком, разительно отличается от того, с чего мы начинали. Я буду ностальгировать, вспоминая этот корабль, но сейчас время двигаться вперед к новым идеям, к новым технологиям, и к новым целям», - говорит Стив Робинсон, астронавт НАСА.
Шаттл отвезет на МКС многофункциональный грузовой модуль, оборудование, например робот для заправки спутников. Астронавты впервые берут с собой на орбиту мобильные телефоны, но не для того, чтобы писать смс: два iPhone 4 будут испытывать в космосе, к примеру, удастся ли с помощью гироскопа телефонного аппарата определить положение челнока в космическом пространстве.
Однако научную затмевает эмоциональная составляющая этой миссии. «Атлатнтис» - последний, его спишут, НАСА остается без корабля, и сформулировать, что дальше, на Мысе Канаверал могут с большим трудом.
«Мы будем использовать МКС, мы только закончили ее строительство в прошлом году, и она будет работать как минимум до 2020 года. Новое поколение космических ракет и кораблей теперь будет доверено частным компаниям, есть специалисты, есть техническая база», - говорит Дэниел Локни, специалист НАСА.
После этого старта, монополистом в мировой космической индустрии становится Россия - добраться до Международной Космической станции можно будет только на «Союзах». Шаттлы отправляются в музеи, но ажиотажа вокруг «челноков» Б/У не случилось - НАСА пыталось продать двигатели кораблей по 800 тысяч долларов каждый, а теперь раздает даром: одно условие - самовывоз с Мыса Канаверал.
НАСА стремилось создать многоразовый пилотируемый «челнок», настолько дешевый в эксплуатации и надежный, что полеты в космос превратятся в рутинные и безопасные, точно это полеты гражданских авиалайнеров. 135 миссий шаттла доказывают, что «челнок», если многоразовый, то весьма условно - при старте теряется внешний бак, приходят в негодность многие критические элементы системы, например восстановление твердотопливных ускорителей стоит почти столько же, сколько изготовление новых. «Челнок» дорог, небезопасен, поэтому, не отработав и 30 процентов своего ресурса, отправляется на пенсию.
| |