|
В Белоруссии разрабатывается законопроект, вводящий лицензирование интернет-рекламы. По мнению экспертов, это новый инструмент для контроля за белорусским сегментом сети.
Документ о лицензировании размещения рекламы в интернете белорусское правительство может принять уже в августе, сообщил 7 июля на пресс-конференции владелец самого популярного в Белоруссии портала TUT.by Юрий Зиссер. Ни в одном из министерств официально эту информацию не комментируют. Но источник «Газеты.Ru» в правительстве подтвердил, что такой документ разрабатывается и пока имеет статус межведомственного. Не имея лицензии, ресурс не сможет размещать на своих страницах рекламу, а рекламодатели не смогут размещать рекламу там, где этой лицензии нет. То есть ответственность может быть взаимная как для рекламодателей, так и для исполнителей. Web-ресурсы, которые нарушат закон, автоматически будут подпадать под действие ст.233 Уголовного кодекса Белоруссии (незаконная предпринимательская деятельность), которая предусматривает ответcтвенность до семи лет лишения свободы с конфискацией имущества. На деятельности основных площадок, предлагающих «контекст» в Белоруссии: «Яндекс», «Бегун» и тем более Google - введения лицензирования не скажется, уверен Зиссер: эти компании не станут подстраиваться под местные законы, они могут себе это позволить. Но агентства, которые работают с этими площадками на белорусском рынке, вынуждены будут искать «серые» схемы для проведения взаиморасчетов с иностранными компаниями, говорит эксперт. «Тяжело найти сферу, менее нуждающуюся в лицензировании, чем интернет-реклама», - огорчается планам белорусских властей Александр Василевич, директор рекламного агентства Publicis Hepta, представляющего интересы международного ZenithOptimedia. Если документ будет принят, ресурсы, работают в белорусском сегменте интернета легально, понесут существенные потери, предупреждает главный редактор интернет-издания Marketing.by Сергей Скороход. И без того скромные финансовые ресурсы рекламодателей просто уйдут в рунет или на западные сайты и порталы. По мнению участников рынка лицензирование - это новый инструмент контроля за белорусским сегментом сети. «Иных причин для его введения, кроме желания государственных органов контролировать белорусские информационные интернет-ресурсы через их финансовые потоки, я не вижу, - говорит главный редактор журнала "ИТ Бел" Владимир Лебедев. - До сих пор "первую скрипку" в белорусском интернете играли частные web-ресурсы. Не исключаю, что представители госорганов, озабоченные тем, что граждане все большую долю информации получают из сети, намерены потянуть "интернет-одеяло" на себя». Введением лицензирования белорусские сласти преследуют как политические, так и экономические цели, полагают эксперты. Белорусское правительство действует в интересах госструктур, которые в последние годы активно пытаются зарабатывать в сети, говорит экономический обозреватель «Компьютерной газеты» Антон Платов: «Государственный провайдер "Белтелеком", государственное инфрмагентство БелТА весьма эффективно конкурируют в интернете с частными компаниями. Государственному бизнесу в Белоруссии отдается безусловное предпочтение перед частным. Думаю, в сети вполне может повториться ситуация, имевшая место с печатными СМИ: госпредприятиям (это 80% белорусской экономики) будет предписано рекламироваться только на государственных web-ресурсах». То, что документ о лицензировании интернет-рекламы разрабатывается правительством едва ли не секретно, очень характерно для Белоруссии, соглашается директор web-студии «Волна-200» Семен Завалихин: «Можно создавать сколько угодно общественных организаций (тот же "Белинфоком"), вводить в их состав чиновников Минсвязи, но общее отношение правительства к предпринимателям давно сформулировано Александром Лукашенко, который назвал бизнесменов "вшивыми блохами".
Автор: Денис Лавникевич (Минск)
| |