|
Интервью 1news.az с одним из известнейших азербайджанских футболистов Вели Гасымовым/
«Умеем ли мы играть в футбол?» - не секрет, что этот риторический вопрос задает себе каждый второй житель нашей страны. Люди, далекие от этого вида спорта, своей иронии по этому поводу не скрывают: «У нас никогда не будет футбола», «Мы не умеем играть в командные виды спорта» и т. д.
Как показали последние игры сборной, недалеко ушли от «далеких» некоторые считающиеся «близкими» к футболу люди.
«Что происходит?», «Кто виноват?» и «Что делать?» уже давно не актуально.
Допустим, футбола на самом деле у нас никогда и не было. Тогда почему мы горюем о том, чего не было? Парадокс!
Конечно, можно с этим не согласиться. Некоторые могут оперировать бронзовыми шестидесятыми. Вернее, бронзовым шестьдесят шестым. Но, к большому футбольному сожалению, мы не жили в единственно «бронзовом» году азербайджанского футбола.
Мы довольствовались победами или удовлетворительными результатами в лучшем случае раз в год. Мы с радостью замечали азербайджанские фамилии российского или украинского чемпионата, даже если эта фамилия наотрез отказывалась играть в наш футбол.
Были и Дон Кихоты, которые в сложные времена были с нами. Возможно, что в лучшие времена мы бы о них и не вспомнили. Но лучшие времена, как известно, еще не настали...
- Итак, кого Вели Гасымов считает лучшим футболистом в истории Азербайджана?
- В истории Азербайджана? Ну, могу назвать Банишевского, Алекпера Мамедова. Для меня хорошим был вратарь Крамаренко. С уверенностью могу сказать только о них. А еще понаслышке знаю о Мубаризе Гасымове из Гянджи. Говорят, он очень много сделал для азербайджанского футбола.
- Вы перечислили легенды. Назовите, пожалуйста, самых удачных футболистов.
- Ну, можно сказать, это Алекпер Амирович, который играл в сборной СССР.
Удачными футболистами я считаю также тех, кто уехал из Азербайджана в большой футбол. Но у нас таких почти нет. Даже те, кто пробовал уехать, до высокого уровня так и не добрались. Единственный, кого можно назвать, так это Назим Сулейманов, который стал чемпионом в России. Остальные уехали в большие чемпионаты и ничего не добились. Ну, еще можно Понамарева назвать.
- Вы назвали несколько имен, но не сказали о Вели Гасымове...
- Я не хочу говорить о себе, это неправильно. Я могу рассказать вам свою историю и после этого вы скажете, каким я был, хорошим или плохим. Будет неправильно говорить о себе, что я - хороший футболист.
- Ваша история очень интересна. И если учесть тот факт, что вы играли в разные времена в таких топовых чемпионатах, как испанский и португальский, то все предельно ясно. Вы - единственный. Таких в нашем футболе больше нет. Однажды, в начале девяностых, смотрел игру российского «Спартака» по телевизору. Комментатор объявил, что на поле выходит «Вилли» Касумов! Как фанату всего азербайджанского, мне в свои детские годы стало одновременно приятно и неприятно... Кстати, в этот год вы стали, по-моему, даже единственным азербайджанцем, которому удалось стать бомбардиром российского чемпионата!
- Что касается произношения имени, это нормально, даже в Испании и Португалии. За рубежом не могут произносить букву «Ə», поэтому говорят «А» либо «Э». И вот где-то говорят либо «Вали», либо «Вэли», либо «Вилли».
Наверняка вы знаете, что начал я играть в Украине. Оттуда и по-настоящему боевой настрой. После развала Союза перебрался в Россию. Играл в «Спартаке» и «Динамо» и стал бомбардиром.
Просто я знал, что нужно выкладываться на все сто процентов. И не только на матче, но и обязательно на тренировке.
Мы не всегда на 100% тренируемся, не всегда на 100% играем, это - наша внутренняя проблема. Есть игроки, которые расслабляются на тренировках, а, как говорится, как тренируешься, так и будешь потом играть. И чем больше ты расслабляешься, тем больше потом хочешь, но не можешь.
- Мой близкий друг, очень далекий от футбольных баталий человек, видя мое плохое настроение, поинтересовался, в чем же проблема? Я ответил ему, что мы проиграли команде, которая слабее даже нас и кое-как рассказал об этой игре с Казахстаном. Зная его отношение не только к отечественному, но и к мировому футболу, ожидал чего-то вроде «Нашел из-за чего нервничать» или «Есть дела намного важнее». И каково же было мое изумление, когда он меня прямо спросил: «А что? Они разве не тренируются в своих клубах?». О нашей игре с Казахстаном сказано, снято и написано очень много. Лично для меня этот результат был трагедией. Наверное, нам всем было просто обидно именно за то, что мы им проиграли.
- Ну не только вам было обидно, всем стало плохо. Во-первых, это - футбол и все мы думали, что мы фавориты и выиграем точно. Я перед матчем смотрел игры Казахстана, и ничего хорошего не увидел. И я тоже был уверен, что мы выиграем. Мы смотрели много игр и все разбирали и старались делать все, чтобы выиграть, но есть одно «но». В последнее время Казахстан «укрепился» и они сыграли, по-моему, самую лучшую игру.
- Что вы? Казахстан играл в такой же никакой футбол, как и мы. И мы им проиграли...
- Ну, как сказать... Мы начали очень хорошо. Если бы на 10-й минуте Рауф Алиев забил гол, все было бы совсем по-другому.
- Так мы могли бы выиграть 3:0, но нам просто повезло меньше?
- Ну да, мы же много моментов не использовали. По моему мнению, они выиграли потому, что у них было желание.
- А почему у нас меньше желания?
- Ну, эта наша давняя проблема. И объяснить это тяжело. И мы всегда дома лучше играем, чем на выезде. Вот мы смотрим, эти же игроки играют дома и на выезде по-разному. И мы не можем сломать эту проблему, что есть, то есть. На выезде играют скованно и неуверенно. А когда дома, играют иначе - лучше и уверенно.
- Позвольте! Ведь был же прекрасный пример того же «Карабаха»...
- Ну, это единичный случай. Так бывает не всегда, нам не хватает стабильности, которая так необходима. Что такое стабильность? Это когда мы играем одинаково - и дома, и на выезде. Нет стабильности из-за неуверенности игроков, хорошие игроки на выезде отключаются. Даже в советское время многих игроков делили на домашних и выездных.
Каждый игрок играет и тренируется в своем клубе. А сборная - это сборная самых лучших игроков и она не для того, что бы приглашать игрока и потом его готовить. Она приглашает самых лучших, которых видит. Хорошие кадры, с данными, но клуб должен их готовить. Сборная приглашает на некоторое время, чтобы подготовить к какой- то игре, но в клубе они должны быть готовыми для сборной. У нас же результат показывает, что многие игроки не готовы физически.
- Значит, это правда, что наши игроки только на 15% подходят под европейский уровень?
- Это правда.
- Говорят, что Фогтс приехал на базу одной из наших топовых команд и увидел, как игроки вместо тренировки разлеглись около бассейна с бокалами пива. Это тоже правда?
| |