|
Последний полет космического шаттла знаменует для NASA завершение целой эпохи. Россия, с ее старыми, но надежными методами, отныне станет единственной страной, имеющей возможность отправлять людей в космос.
Когда вчера космический шаттл «Атлантис» стартовал из Космического центра Кеннеди в свой последний полет, к концу подошла не только тридцатилетняя история использования многоразовых космических кораблей-челноков - завершилась целая глава соревнования в области космических исследований. После того, как шаттл через двенадцать дней вернется на землю, у Соединенных Штатов Америки уже не будет своей программы пилотируемых полетов - впервые за пять десятилетий. Более того, в обозримом будущем именно Россия, давний соперник США по освоению космоса, станет единственной в мире страной, регулярно доставляющей людей в космос.
«Добраться до звезд и исследовать их - это заложено в генах у жителей нашей великой страны», - заявил журналистам Марк Келли (Mark Kelly), командир предпоследнего полета шаттла «Эндевор» непосредственно перед стартом корабля в мае, на глазах у своей жены, Габриель Джиффордс (Gabrielle Giffords), члена Конгресса (8 января в Тусоне, штат Аризона, она получила серьезное огнестрельное ранение во время нападения неизвестного). «Мы не должны останавливаться». Однако действительность такова, что программа «спейс шаттл» стала слишком дорогостоящим экспериментом, который, в конечном счете, так и не достиг своей первоначальной цели - создания быстро восстанавливаемого космического судна многоразового использования, которого могло бы совершать полеты на орбиту каждую неделю. Под бременем растущих расходов и потока критики NASA после 135 полетов (израсходовав 192 миллиарда долларов) закрыло программу.
Списание шаттлов выдвигает на первое место устаревшие и сильнее изношенные, но, безусловно, более дешевые и надежные российские космические технологии. Некогда, в пору своего расцвета, космическая гонка была «настоящей войной "чужими руками" за ядерное превосходство», - говорит Пирс Бизони, (Piers Bizony), соавтор книги Starman: The Truth Behind the Legend of Yuri Gagarin. («Звездный человек: что стоит за легендой о Юрии Гагарине»). «Россия и Америка наперебой похвалялись своими потенциально смертоносными технологиями в мирном обличье, и каждый успешный полет приводил к очередной браваде о своем превосходстве». Космический полет советского космонавта Юрия Гагарина в 1961 году широко рекламировался как свидетельство превосходства советской науки, не говоря обо всем прочем.
Сегодня у космонавтов, как в России, так и в Америке, трудности с тем, чтобы найти себе заработок. В России во время 1990-х, когда все запасы наличных денег у населения пропали, приходилось брать в полет платных туристов и снимать рекламные ролики про израильское молоко и сушки на старой космической станции «Мир». Но по иронии, которую оценил бы отец советской космической программы Никита Хрущев, в итоге выстояла именно Россия, с ее старыми, но эффективными технологиями. Обстановка в Звездном городке, российском центре подготовки космонавтов под Москвой, может быть, и попахивает советской эпохой, и краска местами пооблупилась, «но не обманывайтесь», - говорит Бизони. «Россия выиграла первые раунды космической гонки и намерена лидировать и на следующих этапах».
В то время, когда США свертывает свою программу космических шаттлов и в ближайшее время ничего не предусматривает в качестве ее замены, Российское космическое агентство «Роскосмос» настойчиво движется вперед. Россия отправляет в космическое пространство ежегодно не менее четырех кораблей с человеком на борту и еще 20 беспилотных грузовых космических судов. В этом году российское правительство ассигновало 900 миллионов долларов на строительство нового космодрома недалеко от дальневосточного российского города Благовещенска. Он призван заменить старую базу Байконур, оказавшуюся расположенной на территории теперь уже бывшей советской республики Казахстан, что создает определенные неудобства. Еще сотня миллионов долларов пойдет на разработку новой ракеты, названной Рус, и нового космического корабля.
В конце этого года Россия проводит испытания нового стартового комплекса для запуска спутников, «Ангара», и строит новую стартовую площадку для доброй старой проверенной ракеты «Союз» во Французской Гвиане, штаб-квартире французской программы ракет-носителей «Ариан» для запуска спутников.
Именно Россия разработала посадочный модуль для спуска на Марс - и стала пионером в подготовке будущего полета на Марс с человеком на борту: добровольцы уже три года в капсуле космического корабля в Звездном городке проводят испытания систем и воздействия долгого космического путешествия на человеческую психику. «Это возрождение российской космической промышленности», - говорит бывший космонавт Сергей Крикалев, обладатель мирового рекорда по времени, проведенному в космическом пространстве: 803 дня за шесть полетов; ныне он - директор Гагаринского учебного центра под Москвой.
Нельзя сказать, что NASA, бывший главный соперник «Роскосмоса», полностью ушло со сцены. Действительно, после запуска «Атлантиса» космические шаттлы больше не будут взлетать с мыса Канаверал. Но США все еще обладает ключевым элементом, необходимым для быстрого продвижения человечества к звездам: деньгами. В марте NASA подписало новое двухгодичное соглашения с Россией на сумму 753 миллионов долларов об отправке американских астронавтов на Международную космическую станцию вплоть до июня 2016 года - по цене около 65 миллионов долларов за полет. «Это не только за сам полет», торопится подчеркнуть администратор Чарльз Болден; в эту сумму входят и два года «интенсивной» подготовки астронавта, которая будет проходить в основном в Москве. «Вы привыкли, что можно прийти на заправку и получить весь комплекс услуг... Мы получаем от русских полное обслуживание - несколько устаревшее полное обслуживание».
Обслуживание - это не единственный прием старой школы, которым пользуется «Роскосмос». Секрет непреходящего успеха российской космической программы заключается в том, чтобы делать все просто и хорошо - «если это работает, это работает», говорит фотограф Мария Груздева, получившая беспрецедентную свободу доступа к российским космическим сооружениям для подготовки фотокниги в честь 50-й годовщины полета Юрия Гагарина. " Суть проекта - простота. То же касается технологий. Зачем изобретать велосипед?". Как результат, «российские технологии не сильно продвинулись по сравнению с тем, что было изобретено при [Сергее] Королеве в 1950-х годах», - говорит Олег Ивановский, инженер-ветеран, который конструировал, испытывал и запускал первый российский «Спутник», и который в последний раз обнял Юрия Гагарина перед тем, как помочь ему войти в кабину, а затем вывел его на орбиту.
Ракета «Союз» TMA-21, спустя полстолетия в марте этого года доставившая двух российских и одного американского астронавта на борт Международной космической станции, в принципе, представляет собой ту же самую конструкцию, что и аппарат, открывший космическую эру запуском «Спутника» и полетом Гагарина (с современным дополнением в виде православной иконы Казанской Божьей матери, подаренной московским патриархом). Зато американцы потратили миллиарды на усовершенствование новых конструкций - и когда те, наконец, стали функционировать совершенно, оставили их и перешли к следующему проекту. Российский подход «если не ломается - не надо ничего трогать», может быть, и не лучшая формула для достижения границ человеческого знания - однако она позволила российскому космосу продержаться на ходу, хоть и со скрипом, и в самые голодные годы.
| |