|
Не успев отпраздновать 90-летний юбилей, легендарный парусник «Седов» отправляется в кругосветное путешествие.
Моряки самого крупного парусника, который занесен в книгу рекордов Гиннеса, планируют обогнуть мир за 11 месяцев. Несмотря на почтенный возраст, четырехмачтовый барк продолжает совершать дальние рейсы, участвовать в международных регатах и побеждать.
К набережной лейтенанта Шмидта парусник пришвартовался еще во вторник. Дни перед праздником для команды «Седова» - рутинная портовая работа, пополнение провизии и наведение порядка. На морском языке это значит - надраить палубу и пройтись по медяшкам. К торжествам все должно блестеть. Курсанты еще не успели вдохнуть морского воздуха - только неделю на корабле. Единственная девушка-юнга осваивается на судне и привыкает постоянно быть в центре внимания.
«Стараются помочь чем-то, если даже делаю что-то, могут остановить, сделать за меня, закончить работу - приятно», - признается курсант Ольга Титоренко.
Помещение, которое когда-то было на каждом корабле, для современного флота теперь - раритет. В парусной мастерской Игорь Евдокимов осматривает и подновляет самый большой парус с грот-мачты - 300 квадратных метров. Его потрепало ветрами северных морей. Старейший член команды помнит, как после развала Союза капитан фактически угнал «Седов» из Риги и, таким образом, вернул России. Но любой разговор, даже о политике или энергетике, он всегда сводит к парусам. Таких моряки называют «выжиматель ветра».
«Уже энергетики давно поняли - вот сейчас по всей Европе давно ветряки стоят и вырабатывают электроэнергию. Почему же, если ветер электричество вырабатывает, он не может двигать суда? Может быть, на каком-то другом качественном уровне будет. Но за этим будущее», - убежден парусный мастер Игорь Евдокимов.
Он стал знаменит еще во время строительства в Германии - 90 лет назад. Четырехмачтовый барк - самый крупный парусник традиционной постройки в мире. 117 метров в длину, высота мачт - 58 метров, площадь парусов - более четырех квадратных километров. Энергия ветра дает 9 тысяч лошадиных сил, которые разгоняют парусник до 18 узлов - это почти 30 километров в час. Построенный как сухогруз во время мирового энергетического кризиса, в России стал учебным судном.
Четырехмачтовый барк - трофейный корабль, который оказался на Советском флоте после победы в Великой Отечественной войне. На штурвале выгравированы прежние его имена - только в 1976 году он стал называться «Седов». Перекладывая руль, матросы словно вращают колесо истории.
Ее будущие страницы капитан в своей каюте обсуждает с главным лоцманом - как провести судно по Тихому океану, чтобы как можно быстрее из Сан-Франциско добраться до Владивостока.
В будущем году «Седов» впервые отправится в кругосветное плавание. Моряки планируют обогнуть мир за 11 месяцев. Это значит - в капитанском салоне, возможно, появится еще один сертификат книги рекордов Гиннеса.
| |