|
ТБИЛИСИ, 11 июля. Глава департамента анализа и информации МВД Грузии Шота Утиашвили считает террористическую угрозу со стороны России внушительной, однако не может назвать мотивов Москвы.
По его словам, террористическая кампания России против Грузии началась в мае прошлого года и продолжалась до июня этого года. «Пока мы знаем только факты, цепочки этой сети. Но не всю вертикаль. Да, не очень профессионально они работали, но мы видим, что разные люди из разных спецслужб произвели у нас 12 терактов, в результате которых погибло два человека. Зачем они это делают, неясно. Но то, что это происходит, это факт. И причем они даже не особенно пытаются скрывать то, что делают - связь офицеров ГРУ или ФСБ с взрывниками, которых мы задержали в количестве уже более 30 человек, очевидна и легко доказывается. Там не было сложных схем. Прямые контакты», - рассказал Утиашвили в ответ на вопрос «Коммерсанта» о том, зачем Москве нужны теракты в Грузии.
Как заявил Утиашвили, «взрывники» появляются из Абхазии и Южной Осетии: «Причем случаи очень похожие. В условиях полной незащищенности человека появляется какой-то военный или околовоенный, который дает крышу, деньги, обеспечивает жизнь, а потом за это надо расплатиться и пронести бомбу в Тбилиси».
Он привел примеры схемы такого «теракта»: «Женщина из Гали (Гал - Абхазия - прим.ред.), с которой разговаривал русский офицер и предложил ей пронести бомбу, согласилась на это за $5 тыс. Офицер обещал ей, что жертв не будет, только взрыв. Она подумала, что сможет за эти деньги устроить свою жизнь, тем более что у нее сын арестован и нужно помогать его семье. Еще один случай - контрабандист, для которого очень важным было установить хорошие отношения с начальником таможенного поста. Начальник ему сказал: "Вези все, что хочешь, но потом поможешь мне, когда я попрошу". И попросил его пронести бомбу. Это тоже в Гальском районе».
Утиашвили пояснил, что МВД Грузии намеренно широко освещает такие случаи: «И вот поэтому мы так сильно эти процессы пиарим, чтобы всем в Грузии было ясно, что если ты на крючке, лучше прийти в полицию и все рассказать. И что играть в такие игры - очень большой риск».
В то же время он затруднился дать четкий ответ на вопрос издания, зачем российским спецслужбам все это нужно: «А что им терять? Это же несложно. И взрывы, и митинги - это все из одной оперы. Вывести людей на улицу, дестабилизация. Наверное, кто-то погибнет, будет плохой пиар у Грузии. А стоит это тебе не очень много. И из этого бюджета можно еще большую часть денег в карман положить. Это хороший бизнес. Я не исключаю, что кто-то в Москве посчитал, что этот митинг Бурджанадзе был успешной операцией по итогам. Вот и с бомбами то же самое. Есть приказ с самого верха - работать по Грузии, раскачивать там ситуацию, и денег на это не жалеть. Вот и приходят разные люди с разными предложениями».
Представитель МВД Грузии заявил, что шпионская сеть России в Грузии имеет внушительные размеры: «Это серьезное явление. Во времена Советского Союза в Грузии было 22 тыс. агентов КГБ, еще больше - агентов ГРУ». Он отверг сомнения российского журналиста в столь значительных цифрах: «Да вы что! Вы не знаете, что такое КГБ? Советский Союз? В Восточной Германии у "Штази" был миллион агентов. И потом, не забывайте, Грузия была напичкана агентурой, потому что здесь проходила граница Советского Союза и НАТО».
По его словам, спецслужбы независимой Грузии получили данные о размерах агентской сети КГБ из «маленьких учетных карточек с псевдонимами»: «Поэтому мы точно знаем численность агентов КГБ. И у них есть компромат на многих грузинских граждан. Есть такой компромат, за который человек согласится на все. И сейчас, мы знаем, они восстанавливают старые связи».
«Вот операция "Энвер" - нам ведь раскрыть это и еще несколько других связанных с ним дел помог человек, который пришел и сказал: "Я был агентом, меня в 90-х завербовали, теперь на меня вышли". И в фильме "Энвер", который мы сняли про это дело, все время говорится о том, что не нужно бояться и лучше прийти в полицию и все рассказать. Но многие еще боятся. Трудно, менталитет еще у многих людей советский», - посетовал Утиашвили.
Он также с горечью отметил, становление государства - это всегда болезненный процесс. В связи с этим Утиашвили отметил, что со времени майских акций протеста прошло совсем немного времени, а ситуация в Грузии снова накаляется в связи со скандальным законом о придании конфессиям юридического статуса.
| |