|
Главный тренер россиян стал вторым после Геннадия Шипулина отечественным специалистом, сумевшим привести нашу сборную к победе в Мировой лиге.
- Пожалуй, за всю историю российского спорта не было случая, чтобы какой-либо команде удавалось находиться на пике формы полтора месяца. За счет чего этого добилась наша волейбольная сборная?
- Говорите, полтора месяца? На самом деле, даже если бы мы все матчи проводили дома, все равно пришлось бы тяжело. А у нас накопилось очень много перелетов. Уфа, Сургут, Варна, потом Гданьск... Понятно, что за два-три дня научить игроков подавать или принимать на принципиально новом уровне невозможно. Равно как и играть в защите. Порой человека приходится по нескольку лет учить действовать на приеме - и все равно не получается...
Поэтому главной задачей тренерского штаба виделось создание настоящего коллектива. Нужно было, чтобы ребята поверили в самих себя. Предстояло выработать у них боевой дух, психологию победителей. На мой взгляд, это основа командных видов спорта.
- И вам это удалось. Столь стабильной во всех отношениях сборной мы еще не видели. Подача у россиян «летела» абсолютно во всех матчах, а уровень защиты, продемонстрированный в Польше, превзошел самые радужные ожидания. В одном только финале с Бразилией наша команда сделала 75 сейвов...
- Конечно, бывают дни, когда подача «летит» - и когда нет. Тут очень многое зависело от внутреннего состояния игроков. А ребята, хочу подчеркнуть, испытывали очень большое давление. Не со стороны руководства, нет. Просто каждый из них чувствовал огромную персональную ответственность за результат.
Скажем, полуфинал против Польши. В психологическом плане он был тяжелейшим: ошибиться в ситуации, когда 10-тысячный зал поддерживает твоих соперников, весьма просто. Но ребята справились с этим давлением. Ну а в финале с Бразилией была уже настоящая битва.
Нашей задачей было подвести ребят к решающим матчам в идеальном психологическом состоянии, чтобы они не думали ни о чем постороннем. Им нужно было просто выйти на площадку и сделать то, что они умеют. Конечно, мы работали и над блоком, и над защитой. Но, повторю, за несколько дней кардинально улучшить эти компоненты невозможно. Поэтому главным было подойти к решающим матчам в правильном психологическом тонусе.
- В Польше наша сборная продемонстрировала едва ли не идеальный командный волейбол. А в чем мы можем и должны прибавить?
- Не согласен с вами, до идеала нам еще далеко. Технических проблем хватает. Вновь возникла проблема приема планирующих подач. Особенно четко это проявилось в финале с Бразилией. Для того чтобы уверенно обыгрывать бразильцев и стать такой же доминирующей силой в мировом волейболе, как они, нам еще предстоит долгий путь. И очень, очень много работы. Прежде всего, как я уже сказал, технической.
- Какие эмоции испытывали сразу после завершения последнего розыгрыша - и испытываете сейчас, спустя несколько часов?
- Все мы, конечно, очень устали. И тут вдруг команду накрыло, как волной: было огромное количество sms-сообщений, телефонных звонков, поздравлений, интервью... Оказалось, финальный матч смотрела вся страна. У ребят от радости горели глаза - они поняли, какое большое и важное дело сделали. Я, естественно, тоже испытываю гордость. И, конечно, непередаваемые ощущения были во время исполнения гимна России. В качестве главного тренера сборной я после решающего матча слушал его впервые...
- Когда команда подбрасывала вас в воздух - не переживали, что уронят? Все-таки вы по-настоящему большой тренер...
- (Смеется.) Разумеется, нелегко подбросить человека, весящего больше ста килограммов. Но я в ребят верил. И они меня не подвели, как не подводили на протяжении всего турнира.
- Своей игрой сборная очень высоко задрала планку болельщицких ожиданий. На предстоящем осенью чемпионате Европы, который пройдет в Чехии и Австрии, статус фаворита № 1 будет мешать?
- Для нас весь чемпионат будет, как минувший полуфинал с Польшей. Потому что мы теперь не имеем права на ошибку. А соперники нас ждут очень серьезного уровня.
Естественно, сборная России на все турниры едет побеждать. Представьте, ребята вернутся из отпуска - загорелые, отдохнувшие. Конечно, они даже мысли о поражении не будут допускать. Но ведь до сих пор на чемпионатах Европы нам побеждать не удавалось... В общем, ответственность будет высочайшая, и справиться с этим давлением окажется весьма не просто.
- У сборной России долгое время существовал некий «бразильский комплекс». Однако в 2008 году команда под вашим руководством подопечных Бернардиньо дважды обыграла. После чего... вновь последовала серия неудач. Можно ли сказать, что с вашим возвращением сборная окончательно избавилась от этого комплекса?
- У нас очень молодая команда. Да, некоторые опытные игроки часто проигрывали бразильцам. Но в нынешнем составе полно ребят, у которых попросту нет этой плохой привычки - уступать Бразилии. А вот бойцовский характер и дух победителей есть.
- Согласны, что ваше решение заменить Гранкина по ходу финального матча во многом предопределило его исход?
- Замена в общем-то напрашивалась. И это решение действительно стало одним из ключевых.
- Как и решение сэкономить силы лидеров в конце четвертой партии, чтобы на тай-брейке они были свежее соперников?
- Для нас это была пятая игра подряд. Надо понимать, что игроки - не машины. Они имеют право устать. Мы воспользовались ситуацией и дали им небольшую передышку. Сработало.
- Возглавив зимой сборную, вы заявили, что готовы работать без денег. Как считаете, это ваше решение психологически помогло команде?
- Мне кажется, это абсолютно нормальное явление. Спортсмены не должны играть за сборную ради заработка. Национальная команда - это нечто гораздо большее. Раньше все сборные нашей страны играли вообще без денег - и собирали олимпийское золото по всем видам спорта. Так что я принял правильное решение. И мне кажется, оно немного раскрепостило команду.
- Почему в качестве помощника выбрали именно Олега Молибогу? И что он дал команде?
- Это очень опытный специалист. Он много побеждал на самых разных уровнях и как игрок, и как тренер. Так что его опыт нам очень пригодился.
- Сборная России обладает огромным потенциалом. Во-первых, лидеры команды еще очень молоды. Во-вторых, в ее обойму также входят такие звезды, как Полтавский, Тетюхин, Абросимов. Может эта сборная стать лидером мирового волейбола на годы?
- Я уже частично ответил на этот вопрос ранее. Пока у нас очень много проблем - прежде всего технических. Да, мы выиграли Мировую лигу, но это всего лишь один турнир. Для того чтобы стабильно и уверенно побеждать Бразилию и остальные ведущие мировые сборные, надо еще много работать.
- А кто вам видится главным конкурентом России на лондонской Олимпиаде помимо бразильцев?
- Очень сильное впечатление произвели аргентинцы. Настоящая команда будущего, состоящая из молодых и талантливых игроков. Очень опасна Куба, которая в Польше выступала без ряда ведущих волейболистов.
- Лучший разыгрывающий мира Ллой Болл, игравший под вашим руководством в «Зените», недавно заявил, что решил не заканчивать карьеру. Как думаете, он вернется в сборную США?
- Если честно, просто не знаю. В любом случае нам надо ориентироваться прежде всего не на соперников, а на собственную игру.
Владимир МОЖАЙЦЕВ
| |