|
Москва. 12 июля. FINMARKET.RU - Американский финансист Джордж Сорос называет «корнем кризиса евро» то, что каждая страна самостоятельно вынуждена поддерживать стабильность своих финансовых институтов, а единого министерства финансов у Евросоюза нет.
«Процесс интеграции Европы достиг своего апогея, когда был подписан Маастрихтский договор и введена единая валюта, но евро оказался неполноценной валютой: у него был единый центробанк, но не было единого министерства финансов», - отмечает Дж.Сорос в своей статье, опубликованной во вторник газетой «Ведомости».
Он считает, что создатели евро слишком полагались на способности отдельных государств к самоконтролю, и склонен винить Германию в сложившейся ситуации. Канцлер Германии Ангела Меркель настаивала, что общих гарантий ЕС быть не должно, каждая страна должна сама заботиться о собственных институтах, напоминает финансист. «Это корень нынешнего кризиса евро», - уверен Дж.Сорос.
В результате Европа стала «двухслойной» - страны-должники пошли ко дну, а профицитные продолжали рваться вперед, продолжил эксперт: «Будучи крупнейшим кредитором, Германия могла диктовать условия помощи, которые оказались, по сути, карательными, еще ближе подталкивающими должников к неплатежеспособности». Он заострил внимание на том, что «Германия выиграла от кризиса евро, поскольку обменный курс валюты снизился, сделав экономику страны еще более конкурентоспособной».
Таким образом, интеграция оборачивалась дезинтеграцией. «По мере того как кредиторы подталкивали должников все ближе к пропасти неплатежеспособности, росла популярность националистических политических партий, например "Истинных финнов" в Финляндии и их аналогов в других странах», - добавил Дж.Сорос.
По его словам, пропасть между двумя «слоями» Европы продолжает углубляться. Греция движется к неуправляемому дефолту и (или) девальвации с последствиями, которые нельзя просчитать. Дж.Сорос считает, что дефолт Греции, может быть, и неизбежен, но он не обязан быть бесконтрольным: «И хотя некая цепная реакция неизбежна (что бы ни произошло с Грецией, то же, скорее всего, постигнет и Португалию и, возможно, Ирландию), оградить оставшуюся часть еврозоны необходимо. Это означает ее усиление, которое, возможно, потребует более широкого использования евробондов и введения некоей общеевропейской схемы гарантирования вкладов».
Идея единого европейского Минфина и единых правил игры не нова. В начале июня один из участников разработки Маастрихтского договора о создании евро, глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Жан-Клод Трише говорил, что правительствам 17 стран-участниц еврозоны следует серьезно рассмотреть вопрос о создании единого министерства финансов объединения.
«Действительно ли чересчур дерзко, в условиях единого экономического пространства, наличия общего рынка, общей валюты и общего центрального банка, предвидеть создание общего министерства финансов?», - цитировало агентство Bloomberg заявление Ж.-К. Трише.
Хотя, по словам главы ЕЦБ, союзное ведомство не обязательно должно единолично распоряжаться общим бюджетом, оно «могло бы исполнять, по крайней мере, три основных обязанности, среди которых, во-первых, контроль за бюджетной политикой и политикой в области повышения конкурентоспособности» национальных экономик, а также установление «конкретных обязательств» для стран, испытывающих финансовые трудности.
Кроме того, общее министерство финансов могло бы исполнять и «все типичные обязанности представителя исполнительной ветви власти в том, что касается финансового сектора ЕС, с тем, чтобы добиться полной интеграции в области финансовых услуг». Ну а в-третьих, единый Минфин мог бы представлять ЕС на встречах с финансовыми ведомствами других стран.
Глава ЕЦБ полагает, что Европейскому союзу необходимо предоставить право запрещать странам-участницам объединения предпринимать такие шаги в бюджетной сфере, которые бы могли угрожать финансовой стабильности объединения.
| |