|
В скором времени в России могут появиться отряды «добровольцев-резервистов», которые будут создаваться при армии, а также СВР и ФСБ. С внештатными сотрудниками планируется заключать контракт и привлекать их на оперативные мероприятия.
На днях группа депутатов-единороссов внесла в Госдуму законопроект о создании так называемого профессионального мобилизационного резерва при Вооруженных силах и спецслужбах, включая СВР и ФСБ. Если документ примут, заключать трехлетний контракт будут с теми, кто в свое время отслужил в армии, а теперь работает по гражданской специальности и числится в запасе. Причем приоритетное право на подработку «внештатником» получат кандидаты с хорошей военной подготовкой и в отличной физической форме. Прошедших отбор обяжут регулярно посещать военные сборы и тренировки, а в случае необходимости могут привлечь даже на оперативные мероприятия.
Ни при каких условиях в добровольцы не запишут полицейских, пожарных, таможенников, а также сотрудников ФСКН и ФСИН. Препятствием для внештатной службы в силовых структурах также станет иностранный паспорт и судимость. А вот студентов, обучающихся на военных кафедрах, в резерв, судя по всему, собираются включать принудительно. Как следует из документа, им не удастся «откосить» от контракта, «если в отношении них Минобороны не принято решение о предназначении в резерв Вооруженных сил». В случае же отказа с несостоявшихся добровольцев будут взимать штраф.
Компенсировать государству расходы на дополнительные выплаты и обучение придется также резервистам, решившим расторгнуть контракт раньше срока. Размер «отступных» может больно ударить по карману с учетом того, что добровольцам из числа офицеров запаса обещают доплачивать к зарплате по основному месту работы по 14 тыс. рублей в месяц, а сержантам - 11 тыс. рублей. И это не считая районных коэффициентов и процентных надбавок, которые могут достигать 50% от оклада, а также дополнительного отпуска в 5 дней.
Всего же к 2014 году «двойной жизнью» могут зажить около 9 тыс. человек. Правда, по большей части речь пойдет об армейском резерве, пояснили «Росбалту» в думском комитете по обороне. Дело в том, что Минобороны и сейчас располагает мобрезервом, однако на практике он существует лишь номинально. Что неудивительно: при советской власти солдаты и офицеры запаса раз в семь лет прибывали на полевые сборы с сохранением зарплаты на основной работе. Теперь же государство не стремится компенсировать неустойку, в связи с чем и возникла необходимость возродить так называемую «партизанку» с финансовым подкреплением из федерального бюджета, уточнили в комитете.
На законопроект уже поступило положительное заключение правительства РФ. Однако, по мнению первого зампреда думского комитета по обороне, экс-командира группы «Альфа» Игоря Баринова («Единая Россия»), «запасники» вряд ли могут сослужить хорошую службу, если дело выйдет за рамки учебных тренировок и сборов. «Сложно говорить об эффективности таких отрядов, - отметил депутат в беседе с корреспондентом "Росбалта". - Резервисты бывают разные, но в общей массе даже те, кто имеет офицерское звание, быстро теряют свои навыки». В качестве примера парламентарий сослался на набор контрактников из числа резервистов во вторую «чеченскую кампанию». «Процент людей с более или менее приемлемыми навыками был не очень большой, к тому же с ними было много проблем, начиная с дисциплины», - рассказал депутат, добавив, что даже такие служивые получали по 30 тыс. рублей «боевых».
Зампред думского комитета по безопасности, полковник ФСБ в запасе Геннадий Гудков («Справедливая Россия») убежден, что проблему добровольцев можно было решить с не меньшим успехом, приняв законопроект «О народных дружинах», которому думцы пока не торопятся давать «зеленый свет». «В нем также предусмотрен институт внештатных сотрудников, в том числе при полиции, которым, помимо всего прочего, еще и оружие выдают», - напомнил депутат. Другое дело, что на практике нужда в таких резервистах не возникнет у СВР и ФСБ, продолжил депутат. О внештатной работе в спецслужбах, несмотря на то, что по факту такая возможность закреплена в законе, речь все же не пойдет. «Исключением может стать разве что пограничная служба», - считает Гудков.
Остальные депутаты из числа бывших сотрудников спецслужб комментировать инициативу своих коллег отказались.
Тем не менее, в Думе убеждены, что новые кадры из числа гражданских с руками оторвут также в ГИБДД и МЧС, привлекая их, например, на тушение пожаров. Правда, как именно в итоге будет применяться данный закон, станет ясно не раньше октября, когда депутаты начнут его обсуждать. Если, конечно, на фоне предвыборной кампании у них вообще дойдут до него руки.
Мария Шувалова
| |