|
«Домодедово» все сложнее сохранять первое место среди аэропортов страны. Его главному конкуренту, «Шереметьево», помогает рост перевозок «Аэрофлота»
В первом полугодии 2011 г. «Домодедово» обслужило 11,2 млн пассажиров, а «Шереметьево» - 10 млн, сообщили компании. «Домодедово» сохраняет лидерство по числу пассажиров, при этом «Шереметьево» показало более высокие темпы роста - 17% против 15% у конкурента.
Похожий разрыв между аэропортами - 1,2 млн человек - был в первом полугодии 2009 г.: «Домодедово» из-за кризиса и банкротства авиакомпаний альянса «Эйрюнион» тогда просело на 21%, тогда как «Шереметьево» - на 10,3%. Максимальная же разница - 2,5 млн пассажиров - была по итогам шести месяцев 2008 г. «Домодедово» стало крупнейшим аэропортом страны в феврале 2005 г. И с тех пор лишь однажды, в феврале 2011 г., уступало лидерство «Шереметьево» (см. график). Январский теракт в «Домодедово» обрушил производственные показатели аэропорта: на какое-то время многие отказались от услуг авиакомпаний, базирующихся в «Домодедово», в пользу шереметьевских, указывает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Правда, с тех пор «Домодедово» восстановило позиции и по итогам июня обгоняет конкурента уже на 17,7%. Темп роста пассажиропотока у крупнейшего аэропорта страны сейчас тоже выше, чем у «Шереметьево». Последнему мешали литерные рейсы, которые базировались в аэропорту с середины апреля до конца июня из-за ремонта полосы во «Внуково», отмечает Сахнова. По ее расчетам, это снизило пропускную способность «Шереметьево» на 10-15%. О том, что литерные рейсы подпортили статистику аэропорта, говорит и топ-менеджер «Шереметьево». А в целом, констатирует Сахнова, конкуренция между крупнейшими аэропортами страны усилилась. К примеру, во второй половине прошлого года «Шереметьево» показывало более завидные результаты по темпам роста. Именно с прошлого лета базовая авиакомпания аэропорта - «Аэрофлот» стал агрессивно выходить на рынок туристических перевозок, напоминает эксперт. Гендиректор перевозчика Виталий Савельев любит повторять, что «Аэрофлот» в прошлом июне установил рекорд, перевезя за месяц более 1 млн человек. По итогам нынешнего июня показатель увеличился еще на 21% - до 1,26 млн (данные авиакомпании). С вводом терминала D растет и транзитный пассажиропоток «Аэрофлота», указывает Сахнова. Усилила с прошлого лета свои позиции в «Шереметьево» и «Трансаэро» (ее базовый аэропорт - «Домодедово»). Перевозчик и аэропорт в апреле 2010 г. подписали меморандум о сотрудничестве, после чего число туристических рейсов «Трансаэро» в шереметьевском расписании стало заметно больше. Именно «Аэрофлот» и «Трансаэро» по итогам пяти месяцев 2011 г. росли быстрее всех из крупнейших перевозчиков России - 22,3 и 21,2% соответственно (среднерыночный показатель - 15,3%), говорится на сайте Росавиации. Наконец, не в пользу «Домодедово» нехватка площадей, продолжает Сахнова. Действующий терминал обслуживает больше пассажиров, чем позволяют его площади: в 2010 г. через него прошло 22,3 млн человек при пропускной способности в 17 млн, говорилось в отчете Goldman Sachs. Дефицит площадей - одна из серьезных проблем, которая может сдерживать развитие «Домодедово», отмечали и аналитики JPMorgan: на человека в год здесь приходится лишь 6 кв. см (против 25 кв. см у «Шереметьево»). Но «Домодедово» понимает эту проблему и планирует расширяться, напоминает Сахнова, «Шереметьево» же может помочь появление третьей полосы. У «Шереметьево» нет задачи обгонять «Домодедово», хотя предпосылки для этого есть, говорит топ-менеджер компании: его прогноз по росту пассажиропотока - 25-30% в год (т. е. до 24,1-25,1 млн человек в 2011 г.). Если прогноз сбудется, то лидер вполне может поменяться. «Домодедово» планирует перевести в 2011 г. 25 млн (+12%), сказал представитель компании.
| |