|
А по экономике - к отсталым странам
Слабость гражданского общества Владивостока констатировала «Стратегия и стратегический план развития города Владивостока до 2020 года», которую 8 июля одобрили депутаты Думы города.
«Слабость гражданского общества Владивостока констатируют не только сами его представители (жители города и их организации), но и представители администраций разного уровня и бизнеса, - говорится в Стратегии. - Между тем, чем выше образование жителей города, чем выше их мобильность и информированность об устройстве окружающего мира (городов - конкурентов на Дальнем Востоке, в России, в странах АТЭС и АТР) - тем больше их раздражение против неэффективности управления, коррупции или подозрения в коррупции, неравенства перед законом.
Общество (жители и их организации) Владивостока прошло за последние 20 лет путь развития от советской структуры (где наблюдалось относительное равенство доходов при отсутствии частной собственности) до общества с уровнем доходов, приближающим к уровню потребления стран, входящих в "золотой миллиард", но со структурой собственности, свойственной латиноамериканским странам.
Строящемуся гражданскому обществу Владивостока, сохраняя своеобразие образа жизни и самоидентификации, необходимо более четко определиться по тем ценностям, которые оно разделяет с жителями европейских, американских и азиатских городов.
Во Владивостоке присутствуют нескольких укладов жизни жителей. Все они значительно отличаются ценностными ориентирами людей, мотивациями и способами обеспечения своего материального положения.
Гражданское общество во Владивостоке в результате экономических, социальных и политических процессов последних 20 лет еще не смогло консолидироваться вокруг общих целей и ценностей. В настоящее время оно представляет собой постепенно усложняющуюся совокупность микросообществ, возникших по множеству оснований.
На этом фоне реализация любых стратегических планов наталкивается на практически неизбежное сопротивление со стороны групп специальных интересов (систем типа: администрация - подконтрольные бизнесы, национальные кланы, специальные группы "давления - крышивания"), поскольку рациональные действия сверху могут затрагивать интересы различных групп. Администрации всех уровней вынуждены идти на авторитарные и манипулятивные методы управления жителями, которые еще более усугубляют ситуацию.
Новый образ жизни жителей Владивостока, потребления, отдыха не может быть сформирован заново, но при этом мы можем опереться на свои культурные основы, материальные возможности и традиции.
Образ жизни владивостокцев, как и жителей страны во многом определяется материальными условиями. В советские времена считалось, что образ жизни в общем един для рабочего и представителя партийной номенклатуры: работаешь и живешь, причем все постепенно живут лучше. Вертикальная миграция определялась личными достижениями и лояльностью - в разных пропорциях в различных областях.
Жители Владивостока должны знать, что смогут самореализоваться в своем городе - и не надо эмигрировать или иммигрировать с новой идеей для ее реализации и общественного признания, а город может создать пример (но пока далек от этого) и задать направление для других городов России - хорошие дороги, пространство, условия для спорта и культуры, безопасность и гостеприимство.
Общий уровень осведомленности и представления о жизни в соседних городах России и зарубежных стран, особенно из "золотого миллиарда", резко вырос за счет свободы информации, личных поездок, миграции и эмиграции знакомых и родственников. Слабость выражения мнения гражданского общества, ограниченные возможности политической конкуренции или возможностей воздействия на процесс решения важных общественных, общегосударственных или местных проблем создают иллюзию спокойствия. Но одновременно они порождают недоверие, разочарование и оппортунистическое поведение для выживания в сложившихся условиях.
Просуществовать так до 2020 г. при благоприятной конъюнктуре и росте ренты для потребления можно (хотя риски довольно велики для Владивостока, располагающегося на периферии принятия основных государственных и бизнес решений), но город с массовым инновационным поведением бизнесов, жителей и администраций разного уровня на недоверии мигрирующих (до полного исчезновения) образованных слоев жителей построить нельзя, нельзя также остановить массовый исход населения из города.
Политическая и финансовая элиты города, которые, вероятно, хотят построить "Большой Владивосток", должны осознавать, что такое развитие событий предполагает не просто декларацию патриотизма, но и в самом деле желание жить в этом городе, самим пользоваться услугами систем образования и здравоохранения Владивостока, учить и лечить здесь себя, своих детей и внуков.
Отсутствие таких условий влияет и на внутрисемейную демографическую, и на миграционную политику. Жители в таких условиях задумываются о том, что ждет будущих детей в городе и принимают решение об отъезде».
| |