|
Юристы и правозащитники называют приговор Анне Шавенковой результатом несовершенства правовой системы.
Несколько месяцев назад автомобиль подсудимой сбил двух студенток, одна из которых погибла, а другая осталась инвалидом. Женщину-водителя признали виновной в ДТП, но суд приговорил ее к трем годам лишения свободы с отсрочкой исполнения на 14 лет. Фактически осужденной удалось избежать наказания, что вызвало волну негодования среди правозащитников. Что спасло водителя-убийцу - хорошие связи или мягкость правосудия, выяснял корреспондент «Вести ФМ» Николай Осипов.
Приговор вроде есть - и вроде его нет. Три года лишения свободы за гибель человека - это и так довольно мягкое наказание. Но в иркутской истории Анны Шавенковой все обернулось еще лучше, исполнение приговора отложили на 14 лет. Родные сестер, которых женщина сбила на тротуаре, - в шоке. Одна из девушек тогда погибла на месте, другая - получила тяжелейшие травмы. Автомобиль Шавенковой фактически впечатал их в стену дома. Известный адвокат, член Общественной палаты Анатолий Кучерена, как и многие, видел кадры, снятые уличной камерой. То, что показано на видеозаписи, шокировало многих.
«Конечно, многих возмущает то, что девушка, которая была за рулем, достаточно цинично себя повела - вышла из машины, посмотрела на бампер и отошла в сторону вместо того, чтобы вызвать скорую, позвать на помощь - это и послужило причиной негодования относительно приговора», - отмечает Кучерена.
ГУВД города тогда клятвенно обещало - виновница не уйдет от возмездия, даже несмотря на то, что она - дочь главы областного избиркома и связи среди власть имущих позволяли подозревать ее в попытках «замять» дело. «Замять» действительно не удалось, формально ГУВД обещание сдержало, материалы дошли до суда, да и там все прошло до конца - виновный установлен, наказание определено, правда, его суровость сопоставима с мелким мошенничеством какой-нибудь бедной пожилой библиотекарши, которую суд пожалел и решил не наказывать строго. Представитель потерпевших, семьи Пятковых, Виктор Григоров считает это равносильным оправдательному приговору.
«Если привести пример, то если бы ей дали 100 лет строго режима, через 14 лет она должна была бы отсидеть 86 оставшихся, а в этом случае - через три года ее судимость фактически будет растворена, то есть ей удастся избежать наказания», - поясняет Григоров.
У Шавенковой к моменту аварии уже были нарушения, в том числе за превышение скорости в жилых зонах. Она уже рисковала жизнями пешеходов. Но суд решил, что до того, как ее ребенку исполнится 14 лет, виновницу не следует наказывать и придется подождать до 2024 года. Юристы в недоумении - такие смягчения могут применяться к матерям-одиночкам - и то редко. Но Анна Шавенкова воспитывает ребенка не одна. Об этом также говорил Анатолий Кучерена.
«Конечно, если говорить о 82-й статье УК, то там сказано, что суд может применить отсрочку, но тут два родителя есть. Если бы был один родитель, он мог бы применить эту норму, но это не обязанность, это право суда», - замечает Кучерена.
Правовая система повернулась так, как и предрекали скептики. Пусть и непреднамеренный, но все же убийца ушел от наказания. И таких случаев в России предостаточно, сетуют правозащитники. Адвокат потерпевших Виктор Григоров поясняет правовые особенности таких дел. Когда решается вопрос о том, за что судить водителя, выясняется, что не всегда важно, сколько человек он сбил.
«При наличии даже большого количества пострадавших и только одного погибшего - виновного должны судить не за количество пострадавших плюс погибший, а только за погибшего. То есть, если утрировать, водитель, который сбил 30 человек и причинил им тяжкий вред, но убил только одного, то судить его будут только за этого погибшего. Вот такой правовой нонсенс в нашем уголовном законодательстве», - сетует Григоров.
Смерть на дороге можно отнести к особой категории преступлений, которые, в общем-то, не так страшны для осужденных при наличии хорошего адвоката. Максимальное наказание для водителя-убийцы - до 5 лет лишения свободы. Похожая история в свое время произошла с жительницей Перми Людмилой Галкиной. Несколько лет назад ее мужа сбили на пешеходном переходе. Водителя приговорили к двум годам, но почти сразу приговор отменили, дело рассматривается заново. И так может тянуться бесконечно долго. А вдова отправилась в Конституционный суд напомнить судьям, что речь идет об убийстве. С этим же напоминанием в суд пойдут и потерпевшие в деле Анны Шавенковой. Они намерены обжаловать приговор, а некоторые адвокаты советуют им параллельно подавать иск о возмещении морального и материального вреда.
| |