Объявить войну наличным в России предлагает глава Сбербанка Герман Греф. В письме Владимиру Путину топ-менеджер банка обращает внимание на целый ряд минусов большой доли наличных в денежном обороте.
Сейчас объем наличности в России составляет почти 12% ВВП. Для сравнения в таких развивающихся странах, как, например, Бразилия и Мексика - это примерно 4 и 5% соответственно. На то, чтобы обслуживать такой объём наличных, как в России, - эмитировать, заменять, хранить и перевозить - в 2009 году, по подсчётам Сбербанка, ушло более 1% ВВП.
Если считать с недополученным процентным доходом, сумма увеличивается более чем в 2 раза и приближается к триллиону рублей. А налоговые потери оставляют 8% ВВП, считают банкиры. Вывод Германа Грефа - наличный оборот нужно сокращать в пользу безналичного, в том числе и с использованием проекта универсальной платёжной карты.
«Предложения являются достаточно своевременными и весьма интересными, прежде всего для самого Сбербанка как главного интересанта в теме развития социальной платёжной карты. Он является одним из лидеров в этом направлении. Можно насчитать несколько очевидных положительных эффектов - например, увеличение ресурсной базы банков. Второй важный эффект связан со снижением издержек денежного обращения - издержки на инкассацию, на хранение. Это фактически крест на сером бизнесе, который в основном оперирует в сфере наличного денежного обращения», - комментирует директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев.
Именно последний эффект эксперт называет основным, ведь объём теневой экономики в России исчисляется сейчас десятками процентов, а в результате распространения безналичных расчётов у серого бизнеса будет выбиваться почва из под ног. Для этого Герман Греф предлагает ряд конкретных мер. Во-первых, стимулы - сокращение НДС на 5% по покупкам с безналичной оплатой. Во-вторых, административные меры - за некоторыми исключениями, все выплаты население должно получать только на пластиковые карты. А торгово-сервисные предприятия с определенным уровнем выручки должны будут в обязательном порядке эти карты принимать. В-третьих, предлагается ужесточить стандарты транспортировки и хранения денег для торговли и инкассаторов. Сейчас вмешательство государства необходимо, иначе дело с мёртвой точки не сдвинется, полагает Сергей Моисеев из Московской финансово-промышленной академии.
«Я не думаю, что рынок в ближайшие годы самостоятельно сможет достичь высокой доли безналичного обращения. По той простой причине, что там нет прямых стимулов. Предложенные меры носят не столько административный, сколько экономический характер», - говорит Моисеев.
Однако перегибать палку с принудительными мерами не стоит - всё-таки огромная часть населения и бизнеса в регионах к таким реформам ещё не готова. А предлагаемые льготы по НДС многие предприятия просто не затронут, отмечает руководитель розничного банка Финансовой группы БКС Эмиль Юсупов.
«Карательные меры в данном вопросе не только не помогут, но и сработают против системы. Всё равно наличный оборот будет, просто он будет уходить всё глубже и дальше в тень. Периферия, регионы будут ещё долго жить на наличных расчётах. Основное наше население, даже получая заработную плату на свои карты, доходит до банкомата и снимает наличные по причине того, что платежи они совершают в наличной форме, покупая продукты на всевозможных рынках, где распространена наличная форма оплаты. Организации, которые предоставляют данные услуги, как правило, зарегистрированы по упрощённой форме или вообще деятельность осуществляется от лица частных лиц, которые не являются плательщиками НДС», - говорит Юсупов.
Что же касается крупных торговых сетей, которые пока не торопятся внедрять у себя безналичный расчёт, то они пеняют на высокие комиссии банков и платёжных систем. И если электронные платежи будут внедряться принудительно, эти издержки могут лечь на потребителей. Также кто-то должен платить за расширение необходимой инфраструктуры и обучение персонала.
Посмотреть курс валют