|
Власти Петербурга весной 2010 года объявили о намерении продавать памятники архитектуры. Первый год позволил выручить более чем 900 миллионов рублей за три памятника федерального значения - Малый Гостиный двор, Никольский и Круглый рынки. В этом году идет подготовка к продаже гостиницы «Астория» и дворца князя Кочубея. С какими сложностями город сталкивается после кризиса, рассказал генеральный директор Фонда имущества Санкт-Петербурга Андрей Степаненко.
Власти Петербурга весной 2010 года объявили о намерении продавать памятники архитектуры, объясняя это необходимостью привлечения средств для их реставрации и сохранения. Первый год позволил выручить более чем 900 миллионов рублей за три памятника федерального значения - Малый Гостиный двор, Никольский и Круглый рынки. В этом году город продолжает эту практику. Как идет подготовка к продаже таких знаковых памятников, как гостиница «Астория», дворец князя Кочубея, а также о том, с какими сложностями город сталкивается после кризиса, рассказал в интервью РИА Новости генеральный директор Фонда имущества Санкт-Петербурга Андрей Степаненко.
- Андрей Николаевич, расскажите, как обстоят дела c подготовкой к очередным торгам «Астории»?
- Для осенних торгов, назначенных на 19 октября, «Асторию» переоценили. Здание гостиницы и земельный участок, на котором она расположена, будут выставлены с начальной стоимостью 1,5 миллиарда рублей. Учитывая два несостоявшихся аукциона, город пошел на 30-процентное снижение цены - мы считаем это оптимальным для привлечения покупателей. Прежняя цена - 2,2 миллиарда рублей, действительно, была на грани рентабельности, учитывая заключенный предыдущим петербургским правительством долгосрочный договор аренды, который будет действовать еще 35 лет. Если бы не это обременение, объект мог стоить до 3 миллиардов рублей.
- Вы опасаетесь, что торги снова не состоятся?
- Мы полагаем, что сейчас цена стала привлекательной для инвесторов. Надеемся, что придут и иностранные и отечественные покупатели, ну, и, разумеется, - сам оператор (британская компания The Rocco Forte Collection - прим. ред.)
А потом, аукцион это такой способ продажи, при котором начальная цена не столь существенна. Чем она ниже, тем больше приходит претендентов. Чем выше конкуренция, тем существеннее цена поднимется в ходе торгов. Это общемировая практика. Просто в данной ситуации мы вынуждены несколько хеджировать свои риски (технология защиты портфеля от резких колебаний рыночной стоимости). Объект, как я уже сказал, непростой, обремененный долгосрочным неизменяемым договором аренды. А значит, рассчитывать на ажиотажный спрос, как и на значительный рост цены, мы не можем. Нынешняя цена - вполне рыночная, и она устраивает собственника, то есть город, даже при отсутствии существенного роста. Я рассчитываю, что осенние торги пройдут успешно.
- Неужели нынешний арендатор сможет отказаться от такого объекта? Как-то не верится...
- Я тоже в это не верю. Но он же рискнул и не пошел на аукцион прошлый раз. Как будет на осеннем аукционе, посмотрим. В любом случае, даже если участниками аукциона будут две серьезные компании, и они составят друг другу конкуренцию, думаю, мы будем удовлетворены результатом.
- Как на настоящий момент обстоят дела с продажей дворца князя Кочубея?
- Город подал иск о расторжении договора аренды по дворцу Кочубея. Арендатором до 2040 года является ЗАО «Икар». Компания провела в здании незаконную реконструкцию и перепланировку, без всякого согласования возведены металлические каркасы, - вот куда нужно направить градозащитников...
Город считает это серьезным основанием для расторжения договора аренды. Однако суд первой инстанции не разделил нашу позицию. Сейчас подготовлена апелляционная жалоба - очередное заседание состоится, скорее всего, в сентябре. В любом случае, до окончания судов по расторжению договора аренды мы не будем объявлять аукцион. Так что раньше 2012 года торги вряд ли состоятся.
От исхода судебного разбирательства зависит и цена объекта. Поэтому никаких предварительных цифр я называть не могу. Стоимость свободного здания может в разы отличаться от стоимости обремененного договором аренды, тем более, долгосрочным договором.
- Получается, что планы по продажам существенно сдвигаются...
- У нас есть бюджетное задание, и мы его выполняем. И доходы от продажи памятников не являются существенной статьей городского дохода. Основная цель продажи памятников - не получение дополнительных средств в казну, а поиск эффективного собственника, который будет сохранять и, в хорошем смысле, эксплуатировать историческое наследие, которое ему досталось. Ведь что такое гостиница «Астория» или Никольские ряды, или парадные набережные канала Грибоедова? Это, в первую очередь, тысячи изображений - картин, гравюр и фотографий - со знаменитыми панорамами нашего прекрасного города. Это те виды, которыми славится северная столица на протяжении трех столетий. И немыслима Исаакиевская площадь без гостиницы «Астория», как немыслим Невский проспект без Гостиного Двора. И тот, кто получит «Асторию» в собственность, будет владеть не просто недвижимостью, а гением места. И бизнес его будет обусловлен тем, что это уникальный отель на площади перед Исаакиевским собором - одним из главных символов нашего города.
Поэтому, мы не торопимся продать памятники. Город ведет планомерную работу по их реализации: следит за конъектурой рынка, решает проблемы с недобросовестными арендаторами - и никуда не спешит.
- Расскажите о других памятниках федерального значения, которые готовятся к продаже в Петербурге. Какие из них являются самыми интересными, когда ждать аукционов?
- Уткина дача - старинная усадьба, построенная в конце 18 века на мысе, у слияния рек Оккервиль и Охта. Комплекс включен в программу приватизации, но до нас пока не дошел - там еще не закончилось расселение. Здесь можно реализовать гостиничный или офисно-гостиничный комплекс представительского класса.
Другой объект - здание на канале Грибоедова, 13. Оно сейчас в стадии оформления, готовится комплект документов, регистрируется право собственности города, недавно подтвержденное в судах. Процесс идет, я думаю, что документы на объект появятся где-нибудь в сентябре, а дальше будем думать, продавать его в этом году или в следующем. Там тоже есть обременение - долгосрочный договор аренды с «Росбанком». Но, учитывая, что здание поистине великолепно (это один из красивейших дворцов Санкт-Петербурга) и пребывает в хорошем состоянии, я думаю, торги по нему будут хитом продаж этого десятилетия. Независимо от наличия долгосрочного договора аренды. Тем более, что арендатор пока не принял окончательного решения, оставаться ему там или нет.
Осенью будем продавать комплекс зданий Конюшенного двора в Пушкине, на Конюшенной, 1/18. Он был построен в середине XVIII века для размещения гусарского полка. Там почти 4,5 тысячи квадратных метров полезной площади, которая должна быть сохранена и приспособлена для современного использования. Это очень интересный объект, он находится в 10 минутах ходьбы от Красносельского дворца.
- А как обстоят дела с памятниками регионального значения?
- В программе приватизации на этот год порядка 5-6 зданий-памятников регионального значения. Постараемся их все реализовать до конца года. На конференции PROEstate, которая пройдет в сентябре, мы будет продавать землю и здание солодовни «Бавария» (расположено на Петровском острове - прим. ред.). Начальная цена - порядка 100 миллионов рублей.
Кроме того, в этом году мы планируем продать по меньшей мере полсотни местных памятников.
- Последние два года были тяжелыми для мировой экономики, для нашей страны, в том числе и для Санкт-Петербурга. Как отрасль недвижимости пережила кризис, пользовалась ли земля северной столицы спросом?
| |