|
Отечественная фотография от начала XX века до конца 1980-х годов представлена в Мультимедиа арт-музее. На выставке - работы фотографов, входящих в общественные и профессиональные объединения СССР.
«Это наводнение Москвы 1908 года, выполнил фотограф из Твери, фотографии выставляются впервые. Здесь воспитательный дом, набережная Москвы-реки. И мост, не там, где сейчас Большой Каменный, а подальше, он был ближе к храму Христа Спасителя», - рассказывает куратор выставки Татьяна Сабурова.
Наводнение, случившееся на Пасху 1908 года, было одним из самых разрушительных, вода поднялась на 9 метров, была затоплена пятая часть всего города. Благодаря этому сохранилось множество фотографий улочек Москвы, на которые при других обстоятельствах фотографы не обратили бы внимания. Как писали тогда газеты - фотографы выполнили свой долг перед историей. В 1914 году они выполнили его еще раз. В тот год был объявлен фотоконкурс «Уходящая Москва». Звучит актуально.
«Это был период, когда в Москве развернулось бурное градостроительство, сносили многие здания, строили новые доходные дома. И любители старины поставили перед собой задачу - сохранить в фотографиях исконно русский город, каким они считали Москву», - говорит куратор выставки.
Вот так выглядела Пушкинская площадь - там, где сейчас кинотеатр и памятник Пушкину, был Страстной монастырь, за восстановление которого уже несколько лет борется общественность. А вот уже советское время, конец 80-х, закат советской власти. На фоне разрушенной церкви - «крестный ход» с транспарантами и знаменами. Две России - царская и советская. Их объединяет любовь к фотографии. Большинство этих снимков делали не фотожурналисты, а фотохудожники и фотолюбители. Вот почему на снимках совсем нет официоза.
«Если тогда самая свобода - это считалась обнаженная натура, Гринберг за которую сидел, а Улитина выслали, то здесь был скачок и к обнаженной, безусловно, натуре, и к социальной - показать жизнь, которую нельзя было публиковать, нельзя было показывать. А вот такие вот рабочие, они не могли быть нигде показаны, ни опубликованы, а потом все это стало можно», - говорит фотохудожник Сергей Бурасовский.
Фотографы в Советском Союзе были под стеклянным колпаком у власти. Долгие годы им не разрешали создать свой профессиональный союз. Первый, и то республиканский, появился только в 1969-м - Общество фотоискусства Литовской ССР. Большинство работ, представленных на выставке, никогда не были опубликованы. В отличие от фотокорреспондентов, которые делали репортажи с социалистических строек, фотолюбители снимали неофициальную Россию.
«Первая выставка, на которой мы без цензуры могли показать все, что нам присылали авторы - это была выставка в Астрахани в 88-м году. И тогда приходили чиновники от культуры, смотрели эту выставку, ни одной фотографии не сняли, хотя на ней были и дома престарелых, вытрезвители, проститутки, тогда стало это можно, мы хотели это показать», - вспоминает председатель Союза фотохудожников России Андрей Баскаков.
Фотолюбители со всего Советского Союза день за днем фиксировали хронику частной жизни. Кто-то снимал свою семью, кто-то друзей, соседей. Это фотолетопись страны, которая ведется и сегодня. Пока в эфире шел этот репортаж, в России были сделаны десятки тысяч снимков, но только единицы из них останутся в истории фотографии.
| |