|
Вернувшиеся на родину эстонцы, которые провели 113 дней в плену у доселе неизвестной группировки, рассказали первые подробности о своем пребывании в заточении и последующем освобождении.
Рассказывая о самом похищении, освобожденные заложники сказали, что за ними, очевидно, следили от самой ливанской границы, однако сам захват произошел моментально. Велосипедистам просто преградили дорогу и затолкали в машину. «Мы даже дорожному движению не помешали», - с иронией заметил один из освобожденных.
В машине у заложников отобрали мобильные телефоны, правда у Калева Кяосаара в кармане телефон не заметили. «Я смотрел на этот карман и думал: ну пошлю я жене SMS, что нас похитили, и что это изменит? Я не хотел ее травмировать», - рассказал он. По словам освобожденных, похитители с самого начала были в курсе, что имеют дело с эстонцами, но не объяснили, почему их выбор пал именно на эту туристическую группу.
Сначала заложников держали в Ливане, потом вывезли в Сирию, а непосредственно перед освобождением вернули обратно в Ливан. «Логистика у них была налажена. Местная власть не давила на них настолько, чтобы создавать им проблемы», - продолжали рассказ освобожденные. Однако потом, когда были арестованы несколько причастных к похищению людей, похитители сами перешли на положение затворников.
«Мы жили в одном помещении, буквально нос к носу. Картина была такой: 12 квадратных метров, 7 эстонцев, 8 террористов, 8 калашниковых, два мешка гранат и два пояса шахида», - говорят бывшие заложники. По словам Яана Ягомяги, среди их тюремщиков были как вполне располагающие к себе, так и малоприятные личности, однако они совершенно не походили на общепринятое представление об исламских террористах. Правда к исламу относились рьяно, пытались проповедовать его эстонцам и запрещали пленникам брить бороды.
«Весь их распорядок дня был подчинен молитве. Сначала мы по-европейски вставали в 8 утра и начинали требовать еды, что их очень раздражало. Потом мы подстроились под их распорядок дня, вставали в 5-6 утра, перед молитвой, а потом спали до середины дня», - рассказывали мужчины на пресс-конференции в Таллиннском аэропорту. Пленников не били и не мучали, кормили пленников тем же, что ели сами. Иногда готовили вполне вкусную местную еду, иногда есть было почти нечего. Когда у заложников возникали мелкие проблемы со здоровьем, им пытались найти нужные лекарства. Настоящая проблема была только с водой. Именно поэтому эстонцам на 16-й день пребывания в плену запретили заниматься зарядкой - после этого они расходовали слишком много воды. Не стиранную два месяца одежду молодым людям удалось сменить только вчера, когда их доставили во французское посольство.
В плену с эстонцами записали пять или шесть видеообращений. Они каждый раз должны были зачитывать готовый текст, никакой возможности импровизировать или добавлять что-то от себя не допускалось.
Яан Ягомяги рассказал, что террористы сносно владели английским, охотно и много общались в пленниками, в том числе довольно адекватно информировали их о том, что происходил во внешнем мире в связи с их исчезновением. Также мужчины получали информацию, слушая радио, где транслировались отрывки из выступления Урмаса Паэта, и то, как похитители обсуждали эти выступления. Что освобождение близко, заложники поняли дней за 20, а за пару суток до того, как все случилось, надежда переросла в уверенность. Перед освобождением их переправили в Ливан из Сирии. Никакой вооруженной операции они не заметили. Похитители просто посадили пленников ночью в машину, отвезли подальше от своего убежища, дали в руки мужчинам мобильный телефон с эстонским номером и велели позвонить по нему на рассвете. «Мы так и сделали, поскольку приобретенный опыт показал, что инструкции похитителей лучше выполнять точно», - подытожил Калев Кяосаар.
Однако заложники подтвердили, что боялись за свою жизнь. «Было бы глупо, если бы это было не так». Правда опасность, что эти опасения станут очень актуальны, возникла лишь однажды, когда похитители однажды утром сообщили, что слышали из СМИ, будто среди пленников четверо - евреи. «Они потребовали доказать, что это не так. А как докажешь? Мы предложили им почитать наши имена и посмотреть на наши внешность. В конце концов они поверили нам на слово», - вспоминают спасшиеся.
Ближе к концу эпопеи с похищением террористов охватило уныние. «Они сказали, что мы были их "пилотным проектом", но больше они в жизни не будет связываться с эстонцами. Они-то надеялись, что все закончится очень быстро. Под конец они, похоже, устали так же, как и мы. Но у нас была надежда» - говорят освобожденные.
| |