|
Сегодня в Сочи прошел саммит «четверки»: президенты России, Таджикистана, Афганистана и Пакистана собрались вместе уже во второй раз, чтобы обсудить главную для региона угрозу - распространение наркотиков.
Все другие аналогичные форматы, в которых участвует Афганистан, себя, кажется, исчерпали. За 9 лет спецоперации НАТО, производство героина в этой стране не сократилось, а наоборот выросло в 10 раз. А вот в рамках этой «четверки», с учетом заинтересованности всех сторон, сотрудничество в борьбе с наркоугрозой, может стать эффективным.
Это второй раз, когда они удивили мир. Год назад - тем, что собрались вместе. Теперь - что сделали это еще раз, подтвердив неслучайность формата.
«Это нормальный, работающий региональный формат, уверен Дмитрий Медведев . - Чем больше консультаций идет в региональном формате, тем лучше для всех нас, тем более с учетом того, что в нашем регионе сохраняется значительная напряженность. Поговорим, конечно, о наркоугрозе. И ответ на эту наркоугрозу должен быть совместный, а не изолированный. Эту проблему не решить самому Афганистану, и ее не решить России, не решить какой-то другой стране - это общая проблема, и мы должны здесь совместно действовать».
Подтверждений на этот счет больше, чем надо. За девять лет американских усилий производство героина в Афганистане выросло в десять раз. Ежегодно от наркотиков местного происхождения в мире гибнет сто тысяч человек. И у каждого из коллег Карзая была своя причина встать рядом с ним на общей фотографии. Через Таджикистан и Пакистан наркотики идут. В Россию, в том числе, доходят. Речь Карзая на саммите была написана от руки. И по форме это была просьба:
- Наркотики - это, естественно, не только афганская проблема. И на двух фронтах, во всех смыслах, борьбы с терроризмом и с наркотиками Афганистану нужна поддержка друзей и великих стран - как Россия, - для того, чтобы преодолеть это.
«Россия заинтересована в том, чтобы поддержать укрепление правоохранительных структур Афганистана, - говорит министр иностранных дел РФ Сергей Лавров . - В ближайшее время передадим для МВД Афганистана очередную партию стрелкового оружия и боеприпасов, активизируем подготовку кадров для правоохранительных структур Исламской республики Афганистан».
Эта четверка образовалась, во многом, не от хорошей жизни. В том смысле, что сложение усилий должно жизнь улучшить. Не только наркотическая опасность делает страны похожими. И Кабул , и Исламабад, и Душанбе страдают от нехватки электроэнергии, питьевой воды и плохой инфраструктуры. И вот один из проектов - передача электроэнергии из Таджикистана через Афганистан в Пакистан. Россию попросили помочь.
«Отдельная, очень важная составляющая наших переговоров - экономическое сотрудничество. От того, насколько мы сможем запустить эти процессы, зависит решение целого ряда социальных задач, - уверен Дмитрий Медведев. - У нас есть проекты, которые исторически развивались в нашем регионе.
Есть те проекты, которые возникли в советское время, и я думаю, что есть смысл вернуться к ним для того, чтобы постараться все-таки придать дополнительную динамику экономическому развитию, решить целый ряд неотложных задач, в том числе в области энергетики и социального развития в наших государствах».
Но экономические вопросы придется решать с учетом региональной специфики. В 70-х советские специалисты построили в афганской провинции Гильменд завод по производству маслин. Вот только за последние годы у местных жителей сложилось мнение, что выгоднее производить не маслины, а наркотики. «Четверке» предстоит переубеждать. Есть ради чего.
«Это тот регион, который будет будущим мира, - уверен президент Пакистана Асиф Али Зардари И мир понимает это. Но чтобы добиться успеха, нам надо остановить войну идеологий и мировоззрений».
Пакистан не скрывает, что еще одна его цель участия в четверке - это стремление быть ближе к России. Тут есть, конечно, элемент идеологического соревнования с Индией, но есть и более простое объяснение, зачем это надо Исламабаду. Достаточно посмотреть неформальные кадры саммита. Президент России предлагает обсудить, чем еще помочь пострадавшему от наводнения Пакистану:
- Причина, что по всему миру нет такого количества палаток. Нужно создавать фонд.
В следующий раз они встретятся в Душанбе. Все обещали приехать. Об отношении друг к другу говорит хотя бы то, как сегодня входили в зал заседаний - каждый хотел пропустить коллегу.
| |