|
Экс-наставник «Пскова-747» - о больших задачах, неизменных принципах и Георгии Кондратьеве.
Официальная информация об отставке Эдуарда Малофеева с поста главного тренера «Пскова-747» по семейным обстоятельством появилась 6 июля. В интервью, данном после ухода с поста главного тренера псковичей, Малофеев рассказал о своем бывшем клубе, впечатлениях от города Пскова, а также поведал о своих взглядах на подготовку футболистов.
- Прежде всего, о расставании с «Псковом-747». - Оно далось мне нелегко. Город для меня не чужой, отношение со стороны людей, как простых тружеников, так и официальных лиц, обремененных властными полномочиями, было замечательное. Да и не согрешу против истины, если скажу о том, что моя работа начала приносить весьма обнадеживающие результаты. Ребятки в охотку и эффективно потрудились в межсезонье, прекрасно стартовали в чемпионате, обосновавшись на лидерских позициях. Ниже второго места долго не опускались, что по сравнению с предыдущими сезонами «Пскова» являлось прорывом.
Но современные реалии в России нестабильны. А футбол - это все-таки еще и деньги. От трудностей никто не застрахован, и как ни старалось руководство клуба оперативно решить проблемы - не получалось. Они продолжали накапливаться - такова сейчас жизнь.
- Не только накапливаться, но и отражаться на настроении футболистов? - А как иначе? Ребяткам было нелегко, на голом же энтузиазме далеко не уедешь. Настроение падало, как и тонус. Не все в этом мире стоики. Последовали ничьи, которых просто не могло быть при нормальном отношении к делу, кураже. И я понял: реализовывать свои планы максималиста будет очень затруднительно. А вы же знаете, что в таких ситуациях, когда нельзя ставить перед собой и коллективом высоких целей, мне работать банально неинтересно. Не тот возраст, чтобы бестолково тратить время. Плюс семейные обстоятельства, на которые абсолютно справедливо сослалось клубное руководство. В эти дни мне требуется быть рядом с близкими, родными мне людьми.
- Вы говорите обо всем этом с грустью? - А как иначе? Другое настроение было бы неуместно, противно естеству нормального человека. Сожалею и о проделанной работе, которая была эффективной, но в силу обстоятельств не получила полной реализации, и о теплых отношениях, и о самом городе. Псков замечателен! Ему принадлежит значительная частичка моего сердца. Думаю, что и о Малофееве там продолжат думать только хорошо.
Жаль и команду. Мы быстро нашли и установили контакт, впряглись в общую пахоту, спорили, диспутировали - занимались футболом в полном объеме и во всех смыслах. А коллектив подобрался изумительный! Классные ребята. Смотрели в рот, внимали каждому слову, верили мне как тренеру. Еще нераскрученные, но их известность не за горами. Однако психология, быт... Настроения изменились: не выиграли в гостях - ну и ладно, ведь не проиграли. Конечно, я им говорил, что так относиться к делу нельзя - надо помнить о зрителях, уважать себя... Что тут поделаешь, когда финансы начали исполнять романсы игроки не могли с прежней ответственностью и выкладкой концентрироваться на своих профессиональных обязанностях. В ситуации, когда головы заняты и другими проблемами, достучаться до сердец нельзя. Это я уже неоднократно проходил. В футболе же без сердечного порыва больших задач не решишь.
- Власти губернии не могли помочь клубу в трудную минуту? - А они помогали! Едва приступив к работе, встретился с губернатором Андреем Турчаком. Очень умный, увлеченный спортом человек. Принял, очень обстоятельно побеседовали - появились подвижки. Но ведь и губернатор не всесилен, как бы он ни любил и ни почитал спорт, как бы по-сыновьи ни отнесся к Малофееву. Ему не до ручного управления футбольным клубом. Сам же менеджмент «Пскова» в стабилизации ситуации столкнулся со значительными сложностями. Но, дай бог, выправятся.
- Но уже без вас... - Да, без меня. Тем не менее, эта команда, этот состав в моем сердце. Действительно, многое получилось. Вот увидите: вскоре игроки из «Пскова-747» заставят о себе говорить. Таких ребятишек немало. Защитник Васильев, нападающие Шишаев и Почипов. И еще, еще, еще! Причем практически все свои, доморощенные. Только Кузьмичев, еще один талант, приехал из Питера. Раньше они телепались в конце турнирной таблицы, но сейчас поняли, что способны на большее. Молодые - дорога открыта. Я ведь не изменяю своим принципам, даже порой обжигаясь в жизни, верю в молодежь, люблю открывать таланты, воспитывать таких способных, трудолюбивых ребят.
- Сейчас вы настроены на отдых или работу? - Посмотрим, посмотрим. Конечно, хочется трудиться, да и приглашения есть - от клубов ФНЛ. Но, во-первых, в той мясорубке принимать коллектив в середине сезона - серьезный риск. А во-вторых, расстояния в первой лиге - ого-го какие. Запредельные. Учитывая мой возраст, это не самая приятная перспектива. Однако буду думать.
Возможно, появятся варианты и поближе. Например, в Белоруссии (улыбается) Ведь официально я свободен только первый день. Хочется, хочется работать. Особенно при страховке от форс-мажора.
- Прекрасно вас понимаем. - А я думал, что вы скажете: разве так бывает (смеется)?! Сам знаю, что ситуации и в России, и в Белоруссии не самые простые, но мечтать ведь не запрещается, правда? Но если оставить шутливый тон, то, конечно, могу признаться: страстно хочется поработать с хорошей перспективой в коллективе единомышленников, работающих в согласии на общее благо. Силы еще есть и знания никуда не делись. Они - мое богатство, мои профессиональные инструменты.
А вот равнодушия, какого-то закулисья, раскачивания лодки - не приемлю. Принципы остаются и в этом разрезе неизменными. Здесь ничто на мои подходы повлиять не может: так позиционировал себя в молодости, так вижу себя и в зрелом возрасте. Это - моя натура. Уже не переделать. А деньги, которые, конечно, важны - вторичны. В конце концов, могу и детей тренировать!
- У вас у самого юношеский энтузиазм... - А почему нет?! Что-то доказывать - так нет надобности. Вроде бы всем и все уже давно доказал. А взять мальчишек и провести их по правильной программе - интересно. Научить личной тактике, развить их качества. В этом-то вся, как говорит молодежь, фишка! Если качества футболиста не растут - пропащий номер. Та же техника имеет физическое начало: скоростно-силовая работа, дифференциация мышечной массы. Тактика приходит следом. Ибо если кто-то пахал на тренировках, а кто-то валял дурака - второго никакая тактика не спасет.
Надо уметь развивать общую выносливость, силовую, скоростную, скоростно-силовую выносливость, координацию, ловкость. Постоянно над этим работать. И если так, то игроки - прогрессируют. И ведь никто не скажет, что Малофеев закрыт, скрывает свои знания. Наоборот, всегда готов делиться, объяснять. Как верно сочетать двухразовые занятия и так далее, так далее.
- Вы присутствовали на матче «Минск» - «Шахтер»? - Вот именно, присутствовал... Первый тайм. Больше не выдержал (смеется). Тем не менее, не в укоризну наставникам этих команд скажу, обращаясь к футболистам: ребята, так играть нельзя.
- Пародия? - Это вы сказали - не я (смеется). Но наши ощущения близки. Слабовато. Мало динамики, а в футбол стоя не играют, и никто от просмотра такого «недвигательного» зрелища удовольствия не получит. Надо уметь терпеть, осваивать длительные нагрузки. Не можешь - учись, иначе - бессмыслица. А это все та же скоростная выносливость с выделением молочной кислоты, которая расщепляется и прочее, прочее, прочее.
| |