|
Нестабильное финансовое положение - такое определение выдала Росавиация в отношении более чем 40% отечественных авиаперевозчиков. В числе 20 крупнейших компаний таких насчитывается 7.
Регулятор имеет право отобрать у них свидетельства эксплуатанта уже сейчас - значит, прекратить полеты их самолетов. Но даже если Росавиация не выберет жестких вариантов, состояние проблемных авиакомпаний будет ухудшаться. Главную причину роста долгов эксперты видят в цене топлива и высоких пошлинах на ввоз самолетов. Подробнее - экономический обозреватель радио «Вести ФМ» Сергей Артемов.
Артемов: По данным мониторинга Росавиации, только ведущие пять компаний по пассажирообороту - «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «ЮТэйр» и «Оренбургские авиалинии» не испытывают никаких финансовых проблем. Зато каждый пятый перевозчик по итогам прошлого года имеет отрицательную стоимость чистых активов. Гражданский кодекс находит это определение соответствующим угрозе закрытия. Эксперты признают, что авиабизнес довольно убыточный - структура авиакомпаний не позволяет им диверсифицировать источники доходов, которых по сути всего два: перевозка пассажиров и грузов. Даже лучшие компании не могут похвастать теми нормами прибыли, которые считаются обычными в других сферах экономики, говорит председатель редакционного совета «Авиатранспортного обозрения» Алексей Комаров.
Комаров: Финансовая нестабильность авиакомпаний - не совсем то, что несостоятельность девелопера, допустим... Авиакомпания имеет постоянный кэш и генерирует поток доходов. В долговременной перспективе это, конечно, убытки, но это долговременная перспектива.
Артемов: Вероятно, в надежде, что будущее обернется буквально небом в алмазах, Росавиация не принимает строгих мер к проблемным перевозчикам прямо сейчас. Главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров, продолжая тему, предсказывает будущее для отрасли.
Гусаров: Пока, на сегодняшний день, авиакомпании только увеличивают свою долговую нагрузку, несмотря на благополучную оперативную деятельность. Все это может привести к уходу с рынка игроков и крупным потрясениям в отрасли.
Артемов: По техническим регламентам обслуживание самолетов - первая и обязательная статья расходов перевозчика. Так что надежность лайнеров у богатых авиалиний и перевозчика-должника примерно одинакова. Другой вопрос, что нехватка денег не позволяет последним выпускать в рейсы современные и комфортные машины. Регулятор, чтобы заставить менеджмент проявить весь свой финансовый талант, намерен лишь прижать нестабильные компании - например, выдавать им разрешения на популярные и загруженные маршруты в последнюю очередь. Но это лишь приблизит, по мнению Алексея Комарова, неизбежный финал.
Комаров: Если как-то ограничить компаниям возможности получения доходов, то бизнес начинает умирать.
Артемов: С другой стороны, в авиации создан приличный уровень конкуренции с относительно низкой степенью влияния государства. И обращение за помощью к властям, продолжает Алексей Комаров, со стороны убыточных компаний будет корпоративно некорректным.
Комаров: Та политика, которую обозначило государство - «мы гарантируем перевозку пассажиров, лишившихся возможности перевозки из-за закрытия авиакомпании» - это единственно правильная позиция. Никакая другая поддержка не имеет правовой основы - это бизнес.
Артемов: После историй с «ЭйрЮнион» и КД-Авиа государство оказывается, в общем-то, в невыгодной ситуации - найти ресурсы для перевозок пассажиров компаний, которые будут закрыты решением сверху, или то же самое для компаний, которые разорятся самостоятельно. Отчего же возникают долги у гражданской авиации? Роман Гусаров три основных их источника.
Гусаров: В первую очередь, источником этих проблем является неоправданно высокая цена топлива. Второе - никак не объяснимые заградительные пошлины на ввоз зарубежной авиатехники. Третье - исчерпание ресурса флотилий, необходимость обновления парка, но опять - очень высокие лизинговые платежи.
Артемов: Выходом из положения может быть национализация отрасли, но государство, считают эксперты, на это не пойдет по финансовым причинам. При этом остается вопрос - кто возьмется переварить должников, если лидерам российского неба это также не потянуть, а иностранным перевозчикам внутренние линии России закрыты? Пример «СкайЭкспресс», недавно избежавшей краха благодаря альянсу с «Авиалиниями Кубани», принадлежащими Олегу Дерипаске - то самое исключение, как известно, подтверждающее правило.
| |