|
В субботу в британском Шеффилде 27-летний российский саблист Алексей Якименко выиграл золотую медаль чемпионата Европы. Этот континентальный титул стал в карьере уроженца Барнаула уже восьмым, три из них завоеваны в личном первенстве.
Якименко провел очередной яркий турнир, исполняя по его ходу настоящие спектакли. Вот уже несколько месяцев не знающий поражений на официальных стартах первый номер мирового рейтинга оказался в одном уколе от вылета на четвертьфинальной стадии. Главный соперник россиянина, стоящий в рейтинге вторым немец Николас Лимбах повел 14:13, однако Якименко не дал ему завершить схватку, а сам провел две успешные атаки подряд. В финале против француза Болада Апити наш саблист также был на волосок от поражения, да только Алексей, похоже, и сам забыл, каково это - проигрывать. А его впечатляющая беспроигрышная серия наверняка психологически бьет по оппонентам. Те в этом году так и не сумели подобрать ключик к нашей олимпийской надежде.
Эмоции на продолжающемся, важнейшем с точки зрения завоевания лицензий на Игры-2012 чемпионате Европы порой зашкаливают за все возможные пределы. Недовольный всем на свете итальянец Джанпьеро Пасторе в поединке с нашим Николаем Ковалевым неоднократно бросался на судью, а потом и вовсе схватил его за челюсть. Итог - черная карточка, подразумевающая автоматический пропуск командного турнира. Кто знает, быть может, необузданность Пасторе дорого обойдется его команде.
Наш разговор с чемпионом начался с воспоминаний о субботних поединках.
- В четвертьфинале против Лимбаха и в финале против Апити вы выиграли, что называется, на тоненького, в один укол. Какой поединок получился более сложным?
- А вот и не угадали: ни тот ни другой. Самым тяжелым получился бой с Николаем Ковалевым за выход в восьмерку. А достаточно крупный счет - 15:9 - вовсе не отображает сопутствовавшего нашей встрече психологического и эмоционального напряжения. Бороться с партнером по команде никогда не бывает просто.
- Он, выходит, отлично знаком с вашей манерой фехтования, а вы - с его?
- После соревнований сказал Николаю: «Мне не стыдно смотреть тебе в глаза». Вот если б в следующем бою уступил тому же Лимбаху, было бы неудобно. Выиграв у своего товарища, я не остановился - и довел турнир до победы. Поэтому перед Ковалевым я честен.
- Удовольствие от своего фехтования по мере продвижения по турнирной сетке получали?
- Знаете, нет. Просто я не проигрываю на протяжении примерно боев тридцати, и как-то все приелось. Уже и не понимаю, где работа, а где удовольствие. Были турниры, которые легко давались. Ну а на чемпионате Европы высоко напряжение, иная ответственность. Больше думал не о себе, а о том, как помочь людям, от которых во многом зависят наши успехи, - имею в виду докторов, прочий персонал. Континентальное первенство - это кроме прочего и материальные блага.
- В решающей схватке вы поначалу уверенно вели, но затем соперник перехватил инициативу и оказался на расстоянии одного укола от победы. Что позволило не развалиться психологически?
- Действительно, в финале я выиграл первый период 8:5, однако после перерыва пропустил шесть уколов подряд. Может, это случилось на фоне усталости. Или ошибся из-за предвкушения близкой победы. Да и минута отдыха не всегда идет на пользу. Главное, на дорожке мне удавалось общаться с оппонентом и судьей. Не разговорами, а жестами показывал: у меня хорошее настроение, ситуацию я контролирую. Хотя на самом деле сильно переживал: 14:14 - счет очень тяжелый. Выигрывает в такие моменты тот, кто не допустит ошибку, или кому больше повезет. В данном случае больше повезло мне.
- В решающую атаку пошли экспромтом или успели продумать какие-то детали?
- Увидел, как французский тренер подсказывает Апити, что и как нужно делать. Получается, тренер сдал своего ученика! (Смеется). Возможно, наставник Апити был абсолютно прав, но я-то подсмотрел его команды - и уже знал, что предпримет соперник. А вообще Апити - опасный оппонент, один из лучших фехтовальщиков Франции на данный момент.
- Вы его хорошо знаете?
- Еще бы. В Афинах проиграл Апити 6:15. То был один из редких боев, когда меня просто вынесли. Таким образом, в субботу состоялся пусть не очень убедительный, но реванш.
- Физически себя чувствовали нормально?
- Да.
- Это уже ваш третий личный титул на чемпионатах Европы. Какой дался тяжелее?
- Соревнование не похоже на другое соревнование, а бой - на бой. В прошлом году радовался, потому что выиграл первую после порванного ахилла Европу. Сегодня мне удалось найти новую мотивацию, справиться с собой в психологическом плане. А первое чемпионство всегда особенно радостно и памятно. Не скажу, что прямо горел, грезил победой в Шеффилде. Конечно, каждый титул важен, но мы ждем командных соревнований. Хочется отметить победу всем вместе. Пока же ребята расстроены: кто-то не реализовался, Ковалев проиграл своему... Общая радость наступает тогда, когда выигрываешь командой.
- Какой, к слову, будет стратегия на вторничный командный турнир?
- Пока не известно. Многое прояснит последняя тренировка.
- Помимо вас в личных турнирах из россиян не выиграл никто. Сильно удивлены?
- Разумеется, все ждали результата от шпажисток. В женской сабле как минимум две россиянки могли быть в призах. Некоторые не показали всего, на что способны, недонастроились. Как бы то ни было, это проблемы их тренеров. По сравнению с предыдущим чемпионатом Европы не самое лучшее выступление сборной России. Связываю относительные неудачи еще и с тем, что многие, в том числе и я, думают о командном результате.
- Однако личный результат престижнее...
- (Смеется). Верно, никто не выходит на дорожку для того, чтобы проиграть.
* * *
Непривычно слабо выступили в Шеффилде российские шпажисты, не сумевшие делегировать в четвертьфинал своих представителей ни в мужских, ни в женских соревнованиях. У рапиристок бронзу взяла Евгения Ламонова. Более удачному для России исходу помешала турнирная сетка: в 1/8 финала Ламоновой пришлось встретиться со своей соотечественницей Ларисой Коробейниковой, а на следующей стадии - с Аидой Шанаевой.
Дмитрий ОКУНЕВ
| |