|
Подъем на поверхность затонувшего судна «Булгария» сопровождается сложностями. Обрыв троса и повреждение корпуса требуют дополнительных затрат и увеличивают время подъема. Корреспондент радио «Вести ФМ» Ольга Беляева ознакомилась с особенностями операции.
Беляева: Затонувшее судно подцепили на два троса. По расчетам специалистов, его масса как раз соответствовала мощности подъемного механизма. Но один из тросов не выдержал и оборвался. К счастью, угол наклона корабля был небольшим и он обратно не опустился. Это позволит продолжить работы по вызволению его из воды, пояснил нам представитель оперативного штаба Тимур Хикматов.
Хикматов: Мы предполагаем поднять его на поверхность, а потом транспортировать, Работают много специалистов, два крана, бригада водолазов - посменно. Сейчас они заводят стропу под теплоход. Потом продолжим выпрямление.
Беляева: Ранее сообщалось, что подъем «Булгарии» завершится в понедельник-вторник. Однако обрыв троса скорректировал сроки в сторону увеличения.
Одних теоретических расчетов мало, замечает член Совета Федерации, в прошлом командующий Северным флотом Вячеслав Попов. Надо оценить оперативную обстановку.
Попов: Судно находится на дне, там большой слой ила, к которому судно присосалось. Здесь требуется серьезный расчет по запасам прочности подъемных средств. Это должны определять проектные организации, которые знают судно и могут учесть возможные нагрузки.
Беляева: Однако опыт показывает, что произвести расчеты на суше подчас не под силу даже специалистам. Когда поднимали «Курск», с обоих бортов установили цилиндрические башни, в которых находились тросы. В ходе работ в башнях возникал сильный перепад давления, их вдавливало в ил, а водолазам приходилось то и дело опускаться под воду для замены оборванных тросов. В 30-х годах прошлого века в СССР поднимали со дна ледокол «Садко», затонувший еще в 1916 году. Расчетный период подъема в 2 месяца растянулся на четыре. То и дело срывались понтоны, удельный вес воды не соответствовал первоначальным расчетам, поэтому рвались тросы, полотенца цеплялись за камни. Приходилось прямо в воде менять технологию подъема. Как бы не пришлось этого делать при подъеме «Булгарии», беспокоится бывший начальник аварийно-спасательной службы Балтийского флота Леонид Мелодинский.
Мелодинский: Сейчас будут заводить полотенца. Мне непонятно, почему только два. Если грузоподъемность кранов, как пишут в прессе, 350 тонн, это колоссальная нагрузка.
Беляева: Одной из главных задач водолазов после выравнивания судна под водой станет герметизация всех люков и откачка воды, чтобы максимально облегчить вес корабля. А еще предстоит поднять судно со дна и транспортировать его в док. И на каждом этапе специалистов ждут непредвиденные трудности.
Пятеро суток для подъема - рискованный срок, считает Леонид Мединский. И вспоминает свой опыт подъема.
Мелодинский: В Выборге я поднимал судно за трое суток. Но это было около причала, целиком оно не затонуло, Правда, так же, как в случае с «Булгарией», он затонул с открытыми иллюминаторами.
Беляева: Кроме того, эксперты обращают внимание на старость и ветхость «Булгарии». При проведении операции по подъему она может просто развалиться на части.
| |