|
Москва. 19 июля. Росинвестпроект - Руководство страны продолжает брать на себя новые социальные обязательства - по увеличению пенсий, зарплат бюджетников и т.д. Эксперты полагают, что Россия превращается в «страну-собес», и беспрецедентный рост социальных обязательств несет риск для экономики.
Президент России Дмитрий Медведев в Бюджетном послании в конце июня обещал рост среднего размера пенсий в 2012 году более чем на 11% и решение проблем обеспечения ветеранов жильем. Также, согласно поручению президента, правительство должно разработать предложения по повышению на 50% зарплаты среднего медперсонала в бюджетных учреждениях дошкольного и общего образования. Кроме того, в целях модернизации региональных систем общего образования субъектам РФ в 2011-2013 годах будут выделены масштабные субсидии из федерального бюджета. «Считаю, что за счет части высвободившихся средств региональных бюджетов субъекты РФ смогут повысить зарплату учителям, работающим на высоком профессиональном уровне», - заявил тогда Д.Медведев.
Незадолго до этого премьер-министр Владимир Путин подчеркивал необходимость безусловной реализации всех обязательств государства социального характера, в том числе пенсионного обеспечения, обязательств по поддержке ветеранов, планов в сфере здравоохранения, демографии и занятости. «Также необходимые средства должны быть заложены на повышение денежного довольствия военнослужащих и сотрудников системы МВД, на решение их жилищных вопросов», - говорил В.Путин на совещании по основным направлениям бюджетной политики и характеристикам федерального бюджета на 2012-2014 годы.
Доля социальных расходов в общем объеме российских госрасходов за годы кризиса выросли более чем в полтора раза, подсчитали аналитики компании ФБК. В России в предкризисном 2007 году социальные расходы составляли 25,1% консолидированного бюджета, в 2009 году - уже 29,4%, а в 2011 году этот показатель должен составить 39,7%. По 27 странам ЕС накануне кризиса этот показатель был на уровне 38,9%, в 2009 году - 39,5%. В 2011 году он должен составить примерно столько же.
Как отметил директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, нынешний российский показатель, если сравнивать с отдельными странами ЕС, не является рекордным. Такие показатели имеют наиболее высокоразвитые страны: Германия - 45,6%, Дания - 43,5%, Люксембург - 42,6%, Финляндия - 42,5% (данные 2009 года). Однако российский показатель уже заметно выше, чем показатели стран примерно одного с Россией уровня экономического развития: Словакия - 29,5%, Чехия - 30,5%, Эстония - 34,7% и др.
«Высокоразвитые страны могут себе позволить более высокую долю расходов на социальные нужды. Менее развитые страны ввиду меньшей эффективности их экономик относительно ограничены в таких тратах», - прокомментировал И. Николаев.
По его словам, важно также учитывать и то, что российский показатель - это расходы по разделу «Социальная политика», что методологически близко к расходам на соцзащиту по европейской статистической классификации, но все-таки эти два показателя не идентичны. Есть, в частности, расхождения по учету затрат на жилищно-коммунальное хозяйство. Причем полный учет этих особенностей однозначно привел бы к еще большей величине российского показателя, говорит И.Николаев.
И.Николаев считает, что беспрецедентный рост государственных социальных обязательств представляет большой риск для устойчивого экономического развития - с учетом того, что Резервный фонд РФ в период с марта 2009 года по июль 2011 года уменьшился в 6,5 раз (с 4,9 трлн руб. до менее чем 750 млрд руб.). Также эксперт обратил внимание на значительную вероятность снижения мировых цен на нефть и то, что социальные обязательства невозможно отменить.
«Популизм антикризисной политики, дополненный популизмом бюджетной политики накануне выборов, может дорого обойтись стране» - предостерегает Николаев. По его словам, издержки такой политики уже в полной мере проявились в вынужденном повышении суммарной ставки страховых взносов во внебюджетные социальные фонды с 26% до 34%, что негативно повлияло на темпы экономического роста, в результате чего было принято обратное решение о снижении ставки. «Россия по Конституции РФ - социальное государство, что предполагает, прежде всего, ответственность, а не простое наращивание соцрасходов, усиливающее собесовские функции государства», - заключил аналитик.
| |