|
В прокат выпущена отреставрированная версия «Таксиста» Мартина Скорсезе. Знаменитый шедевр был восстановлен под руководством самого режиссера. Между тем на реставрацию каждого отечественного фильма тратится до 30 тысяч долларов.
Легендарный «Таксист» Мартина Скорсезе, получивший в 1976 году золото Канн, спустя 35 лет снова выходит в прокат. Это была мрачная история, ставшая классикой мирового кинематографа. Она о том, какие последствия несет Вьетнамская (да и любая другая) война отдельно взятому ее участнику и обществу в целом.
В Москве показывают отреставрированную версию. Лента с восстановленным изображением и звуком создавалась под руководством самого режиссера и произвела фурор на последнем Берлинском фестивале.
«Реставрация не предполагает изменение фильма, она предполагает, что в тех авторских задачах, которые перед собой ставили режиссер и оператор, просто улучшается качество картин», - говорит режиссер Карен Шахназаров, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм».
Наши старые фильмы до сих пор не оцифрованы. А негативы находятся в таком состоянии, что можно потерять чуть ли не все шедевры советского кино.
«Солярис» Андрея Тарковского. В белых перчатках, при температуре не выше 17 градусов, пленку заправляют в специальный сканер, откуда по кадру изображение попадает в компьютер.
Рассматривая каждый план на большом экране, в полной темноте, художник-график может откорректировать то, что при обычном просмотре не сразу бросается в глаза. Черные полоски на границе кадра - не брак пленки, а колоски, 40 лет назад попавшие в объектив оператора Вадима Юсова. После реставрации их не будет. А еще уберут грубые склейки и сделают ярче цвета - такими, как изначально хотел Тарковский, но технических возможностей в то время не хватило.
«Технологии сейчас позволяют чудеса делать. Но это дорогое оборудование, очень дорогая работа людей. Я помню, реставрация "Войны и мир" обошлась в 80 тысяч долларов, но это, правда, четыре фильма. Значит, стоимость реставрации в среднем - 20-30 тысяч долларов», - говорит Карен Шахназаров.
В год на «Мосфильме» реставрируют шесть-семь фильмов - безумно мало, если в фонде 2,5 тысячи лент. В других кинохранилищах ситуация не лучше. Карен Шахназаров говорит: чтобы сохранить наследие русского кино, нужно как можно скорее запускать государственную программу по реставрации. И обязательно открывать отдельный кинозал, где наши и зарубежные шедевры можно будет смотреть в новом качестве.
«Мы где смотрели западное кино? В Белых Столбах. По списку, утвержденному заместителем министра кинематографии. В эти списки правдами и неправдами включались какие-то товарищи. Мы на морозе ехали в Белые Столбы, там смотрели четыре фильма и потом с больной головой ночью ехали обратно», - вспоминает режиссер Никита Михалков.
Великие ленты прошлого - на большом экране, как и задумывали режиссеры десятки лет назад - сегодня можно увидеть на всех престижных кинофестивалях. В крупных европейских и американских городах для этого есть специальные помещения. В Москве «Музей кино» давно устраивает ретроспективы в «Доме художника».
«Таксиста», приехавшего к нам после проката в Англии, сейчас показывают в кинотеатре «Пионер» раз в неделю. И обещают увеличить количество сеансов, если в зале будет аншлаг.
| |