Архитекторы-градостроители подключились к обсуждению планов по расширению площади столицы. Центром «большой Москвы», по их мнению, должен стать аэропорт Внуково, который будет практически заново спроектирован. Для градостроительства новой Москвы нужно будет изменить градостроительный кодекс и придумать новые типы жилых домов взамен однотипных многоэтажек. «Вести ФМ» обсудили это с президентом Союза архитекторов России Андреем Боковым.
«Вести ФМ»: По вашему мнению, реально ли сделать аэропорт центром столицы? И если да, то зачем это нужно городу?
Боков: Я могу вам сказать, что если мы ставим задачу работать на опережение, следовать наиболее современным трендам, концепциям и идеям, которые в мире только-только зарождаются, то, конечно, мы должны обратить особое внимание на аэропорты. И судьба распорядилась таким образом, что в центре практически вновь осваиваемой территории находится аэропорт Внуково. Аэропорт Внуково, который является частью московского транспортного узла, очень серьезной, заметной частью. Вместе с Шереметьевым и Домодедовом формируется по существу единый коридор, который во многом определит судьбу нашего города на ближайшие 100-150 лет.
«Вести ФМ»: Удобно ли нахождение того же самого Внукова в центре Москвы?
Боков: Вы знаете, представление о центре будет меняться, конечно же. Речь идет о центре принципиально нового свойства. Когда мы говорим о том, что Кремниевая долина является для нас некоторым примером или эталоном, когда мы вспоминаем другие какие-то сейчас формирующиеся образования - технопарки, новые производства, новые пространства, на которых сельхозпродукты производятся - все это образования принципиально нового типа, имеющие мало общего с тем, что привычно нам. Они делаются и состоят из другого материала и опираются на иные принципы. Принципы, которые сегодня принято называть «зелеными». Зелеными - это значит, очень разумными, очень рациональными, очень адекватными, предполагающими действительно бережное отношение к ресурсам.
«Вести ФМ»: Но ведь сколько надо будет городских проблем решить для того, чтобы обеспечить непрерывное функционирование этого аэропорта. Нужно будет решать транспортные и жилищные проблемы.
Боков: Давайте по-другому на это посмотрим. Если вы вспомните современные аэропорты, не только те, которые нам знакомы, а просто вспомним то, как выглядят аэропорты современные в Китае, в других странах, вы увидите, что они окружены огромным количеством зданий, сооружений. Это действительно образования нового типа. Это и гостиницы, это и офисы, это сгустки активности. И все виды транспорта практически сосредоточены и ориентированы на эти узлы. Но это вовсе не исключает и поселений традиционного типа, и городов, которые нам милы, симпатичны, которые мы любим и так далее. И прежде всего - исторические города, исторические поселения, которые не просто имеют право на существование, а которые действительно дарят нам и жизнь, и радость. Все это надо сохранить и беречь.