|
Офшорные компании, работающие в России, должны будут раскрывать своих бенефициаров. Такое требование содержится в проекте новой редакции Гражданского кодекса, с которым ознакомились «Ведомости»
Новые правила работы офшоров в России содержатся в проекте изменений в первую и вторую части Гражданского кодекса (ГК), сведенном государственно-правовым управлением (ГПУ) администрации президента (документ есть у «Ведомостей»).
У этого текста два основных источника, которые во многом противоречат друг другу: проект президентского Совета по кодификации и предложения Минэкономразвития. ГПУ готовит итоговую версию поправок, которая будет внесена в Госдуму. По словам кремлевского чиновника, поправки в первые две части ГК «близки к внесению». Предложенная редакция статьи 51 обязывает компании, «зарегистрированные на территории иностранного государства, предоставляющего льготный режим налогообложения и (или) не требующего предоставления или раскрытия информации при проведении финансовых операций», депонировать в уполномоченном госоргане (Федеральной налоговой службе) информацию об учредителях и выгодоприобретателях. Хотя точного определения последних в законодательстве нет, имеются в виду лица, реально контролирующие работу компании, назначающие ее руководителей, объясняет член президиума Высшего арбитражного суда, член Совета по кодификации Сергей Сарбаш. В России сейчас два списка офшорных юрисдикций - от Минфина и от ЦБ (см. врез). Раскрытие информации является обязательным условием ведения предпринимательской деятельности на территории России, следует из поправок. За обман и уклонение от обязанности отвечает само юридическое лицо, но каким образом - не уточняется. Инициатором раскрытия бенефициаров был президентский Совет по кодификации. Президент Дмитрий Медведев в феврале негодовал, что из-за завязанной на офшоры структуры собственности не известны бенефициары аэропорта «Домодедово». Несмотря на его поручение, Генпрокуратура до сих пор не может назвать их (см. статью на стр. 02). Если возможен эффективный механизм раскрытия бенефициаров офшорных компаний, его можно только поддержать, считает директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков: «Но учитывая, что цепочек владения в структуре может быть много, такой механизм сложно создать». Когда совет предлагал идею, он исходил из необходимости бороться с рейдерскими захватами и незаконными сделками, в результате которых имущество выводится на офшорные компании, о «фискальном интересе речи не шло», объясняет Сарбаш. Такие структуры часто связаны с российскими, участвующими в захвате, так что раскрытие бенефициаров может помочь установить их аффилированность и вернуть имущество законному владельцу, считает он. Но поправка послужит и фискальным интересам, замечает сотрудник налоговых органов. Сейчас на запрос информации даже в неофшорной юрисдикции может уйти до полугода, в итоге сроки проверки истекают, объясняет он, поэтому приходится искать другие пути, например через ФАС, которой раскрывают структуру владения. Вреда от нормы не будет, но, пока неясен механизм реализации, например последствия недепонирования информации, сложно оценить практическую ценность для налоговых органов, считает директор департамента Минфина Илья Трунин. Ответственность за нарушение нормы нужно еще проработать, согласен Сарбаш. По его мнению, не должно быть речи о пересмотре сделок лица, просто неверно раскрывшего информацию. Скорее всего будет установлена административная ответственность в виде штрафа, полагает партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов. Если только не решат применять поддерживаемую Высшим арбитражным судом концепцию «снятия корпоративных покровов», когда за действия офшорной компании могут привлекаться аффилированные с ней в России учредители, гендиректора и даже юристы, представляющие ее интересы. Возможно, депонирование и поможет разрешить несколько судебных дел, но негативный эффект может быть более серьезным: мера отпугнет иностранцев от ведения бизнеса в России, опасается президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко. Норму слишком легко обойти, поэтому вряд ли стоит ожидать положительного эффекта для бизнеса, пессимистичен Александр Варварин, управляющий директор РСПП по корпоративным отношениям.
Например, можно создать цепочку офшоров и раскрытие информации об одном из них найти выведенные активы не поможет, поясняет он. ЦБ и сейчас хватает многочисленных инструментов надзора, замечает владелец Национального резервного банка Александр Лебедев, надо просто четко исполнять имеющееся законодательство, оно и так достаточно жесткое. По его мнению, найти офшоры несложно, компании «вкопаны в землю» и, чтобы их контролировать, новые ограничения для бизнеса не нужны.
| |