|
Созданием противолазерной защиты воздушных судов ученые озаботились сразу после первой атаки на самолет, заходивший на посаду в аэропорту Ростова-на-Дону. Прошел месяц - и доцент кафедры робототехники и механотроники Донского государственного технического университета Владимир Мартынов демонстрирует опытный образец «Антилазера».
Пока законодатели решают, как наказывать «лазерных хулиганов», а полицейские придумывают, как их ловить, обеспечить оптическую безопасность пилотов решили ростовские ученые. Об изобретении, получившем рабочее название «Антилазер», рассказывает корреспондент «Вестей ФМ» Ярослав Лукашев.
Созданием противолазерной защиты воздушных судов ученые озаботились сразу после первой атаки на самолет, заходивший на посаду в аэропорту Ростова-на-Дону. Прошел месяц - и доцент кафедры робототехники и механотроники Донского государственного технического университета Владимир Мартынов демонстрирует опытный образец «Антилазера».
«Мы направляем луч лазера на стену и видим яркое пятно. Когда мы подставляем на пути лазера защитное стекло, то пятно становится очень слабым», - показывает Мартынов.
Интенсивность света, прошедшего сквозь разработанное ростовскими учеными стекло, снижается примерно в 10 тысяч раз. Ослепляющий луч становится совершенно безопасным для зрения и даже не всегда заметным - на крошечный блик далеко внизу пилот, защищенный «Антилазером», скорее всего, даже не обратит внимания. А вот любой свет, лазером не являющийся, сквозь защитное стекло проходит вообще без искажений, рассказал один из участников проекта Даниил Ивахов.
«Этот прибор позволяет видеть весь остальной спектр. То есть он отсекает узкую полосу того света, который не нужен, и позволяет видеть весь остальной спектр цветов», - говорит Ивахов.
Главная проблема существующих на сегодняшний день зарубежных разработок заключается именно в том, что защитное стекло, рассеивая лазерный луч, ощутимо искажает весь остальной свет. В результате сквозь такое стекло видны лишь очертания предметов, что делает их абсолютно неподходящими для пилотов воздушных судов.
Ростовский «Антилазер» не только не мешает четко видеть, но и выполняет еще одну функцию - возвращает лазерный луч в источник, превращая хулигана в цель собственной атаки, рассказал один из авторов проекта Владимир Мартынов.
«Он выполняет две функции. Первая - защищает глаза пилота от ослепления лазером. И второе - помогает наказать злоумышленника, направляющего лазер на кабину пилота», - уверяет Мартынов.
Разработка ростовских ученых пока существует лишь в виде небольшого куска защитного стекла, которое можно использовать при изготовлении очков для летчиков или сразу устанавливать на кабину пилота. Но несмотря на то, что пока это самый эффективный способ противодействия лазерным атакам, дальше опытного образца дело не пошло - на воплощение в более заметных масштабах у ученых нет денег. Впрочем, они уверены, что это только до тех пор, пока эффективность «Антилазера» не оценили авиакомпании и производители воздушных судов.
| |