|
Сенсорный барабан, обертоновая скрипка и резонансная гитара с обратной связью размывают грань между физическим и компьютерным звуком.
Группа Эдгара Бердаля выглядит обыкновенным трио: ударные, скрипка и гитара. В действительности это сенсорный барабан (Haptic Drum), обертоновая скрипка (Overtone Fiddle) и резонансная гитара с обратной связью (Feedback Resonance Guitar).
Г-н Бердаль, сотрудник Стэнфордского университета (США), и его коллеги добавили к традиционным инструментам электромагниты и датчики, способные обнаруживать и вызывать вибрации, размывая грань между физическим и компьютерным звуком. «Манера, с которой энергия передаётся устройству, позволяет и даже обязывает исполнителя взаимодействовать с инструментом по-новому», - подчёркивает изобретатель.
Вот, например, обертоновая скрипка (её создал Дэн Оверхолт из Ольборгского университета, Дания). На ней можно играть как на обычный скрипке, плюс к тому сигналы можно передавать непосредственно в корпус инструмента, заставляя его резонировать и производить более широкий спектр звуков. Сигналы контролируются с помощью iPod touch. Наконец, в смычок вмонтирован датчик положения в пространстве - ещё одна форма ввода, с помощью которой изменяется звучание.
У резонансной гитары с обратной связью похожая конструкция: электромагниты заставляют вибрировать струны на различных частотах. Колебаниям можно придать устойчивый характер, и гитара заиграет традиционный рок с самовозбуждением усилителя без обычного для таких случаев соответствующего оборудования.
А вот в сенсорном барабане применён другой подход. Инструмент позволяет играть намного быстрее, чем на это способен человек. Кожа барабана чувствует прикосновение и отправляет сигнал на репродуктор, расположенный непосредственно под ним. Последний же посылает импульс звука, который заставляет кожу подпрыгнуть.
Экспериментальные инструменты создаются постоянно. Пока ни один из них не достиг популярности электрогитары, синтезатора и диджейского пульта. Г-н Бердаль полагает, что у его оркестра больше шансов, ведь он позволит музыкантам остаться музыкантами в компьютерном веке. «Мы можем синтезировать любой звук, но большинство таких звуков не стоит слушать, - говорит учёный. - Поэтому наши инструменты позволяют выбрать те звуки, из которых мы хотели бы создать произведение искусства».
Подробности см. в журнале Organised Sound.
Подготовлено по материалам NewScientist.
P. S. Эдуардо Миранда из Плимутского университета (Великобритания) превратил в музыкальный инструмент... плесень. Электроды измеряют электрическую активность грибка по мере его роста и подают сигнал на генератор синусоидального напряжения - так рождается звук. «Сначала мы решили, что это музыкальный инструмент, - говорит учёный. - Но потом предположили, что это музыкант, с которым можно взаимодействовать». Сейчас разрабатывается механизм по превращению звуковых колебаний в свет - чтобы грибок мог «слышать». Первый концерт для плесени с оркестром запланирован на будущий год.
| |