|
С XI века белорусы навивали на голову замужней женщины головной убор, который был призван уберечь ее от злых сил и усмирить строптивый характер
В Беларуси остались считанные люди, которые помнят и знают, как завивать наметку, поэтому этот обряд хотят внести в Список нематериального наследия ЮНЕСКО. Многое ушло от нас навсегда, но наши полесские старушки хранили как сам головной убор, так и обряд навивания.
Наталья и Надежда Ярашевич, которые живут в деревне Хатыничи (Ганцевичский район Бреской области), с радостью согласись показать «Комсомолке» как их бабушки научили навивать наметку. А побыть в роли молодой мы пригласили незамужнюю певицу Алену Ланскую, которая в этом году стала победительницей «Славянского базара» в Витебске.
СПРАВКА «КП»
Наметка - это головной убор замужней женщины. Известен с XI века. Наметку навивала на невесту свекровь в конце свадьбы. Таким образом, наметка являлась своеобразным паспортом женщины: указывала на ее семейное положение, в какой местности она живет и даже есть ли у нее дети - это передавалось специальными орнаментами и узорами.
Намета - это и оберег для молодой женщины от темных сил, для продолжения здорового рода. Предки считали, что упорядочение волос невесты способствовало укрощению дикой природы волос, а заодно и строптивого характера девушки, которые могли связать ее с темными силами и навредить как самой женщине, так и ее окружению.
1. Волосы накручивали на тканку - обручик из льняного волокна, обшитый полотном. Если у молодой были длинные волосы, то заплетали в косы, которыми обвязывали голову. Это придает правильную и красивую форму головному убору.
2. Сверху надевался чепец, он был ажурно сплетен из ниток или сшит из ткани. Он плотно стягивался шнурком понизу и тем самым фиксировал прическу.
3. Завивалась наметка (очень длинный кусок самотканой льняной ткани, обычно от трех метров и больше), концы которой вышиты орнаментом, кругом по лбу, затылку и подбородку. В результате получался пространственный крест из двух кругов, а это очень мощный обереговый знак.
4. Замужняя женщина должна была постоянно носить этот головной убор. Только в кругу своей семьи она могла остаться без наметки, но обязательно в чепце. Даже во время сна женщина не снимала чепец. Праздничные наметки были богаче украшены, из более тонкого полотна и лучше отбелены.
КСТАТИ
- В деревне наметку в традиционном костюме заменили на платок (хустку) еще в начале XX века, но обрядовое завивание ее на свадьбе сохранялось до 1950-х годов, - рассказывает кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси Мария Винникова. - Сегодня на свадьбах вместо завивания наметки мама жениха повязывает невесте платок или косынку. Символика обряда сохранилась, изменилась только его составляющая.
| |