|
В том, что Зинэтула Билялетдинов позовет тренером вратарей сборной Мышкина, сомнений почти не было. Мышкин для Билла - человек свой. Некогда жили на динамовской базе в одном номере. А в чемпионском для «Динамо» сезоне-2000 отлично сработались как тренеры...
В жизни Владимира Мышкина, человека с фамилией «от Достоевского» и именем-отчеством «от Высоцкого» было два бессмертных матча.
6:0 против сборной Канады на Кубке Вызова-79. А год спустя - трагический Лейк-Плэсид - «Чудо на льду», поражение всесильной сборной СССР от американских студентов на Олимпиаде.
Два бессмертных матча - и множество испытаний. В какой-то момент голкипер вынужден был пойти работать в... меховое ателье. В сборной же ему суждено было прожить отмеренный ему хоккейный век за спиной Владислава Третьяка. Пока снова не позвали - уже тренером...
ОЖИДАНИЕ БЕЗ ПРЕДЧУВСТВИЙ
- Владимир Семенович, у вас было предчувствие: сейчас позовут в сборную. На чем оно основывалось?
- Я так ответил просто... Скорее - нормальное, профессиональное ожидание предложения. Вроде как должно быть приглашение. И сказать, что я очень уж ждал его, волновался, не могу. Чисто рабочий момент.
- Прежде тренера вратарей в сборной не было. Частично эту роль исполнял Третьяк, но как президент федерации хоккея он не мог посвятить себя голкиперам полностью. Как вы себе представляете свою роль?
- На днях прошло первое собрание тренерского штаба. Поговорили, расставили акценты, определились, кто как будет работать. Основная работа начнется с первого сбора. Просмотрим кандидатов, составим список. Будем наблюдать за ними, поддерживать контакт с клубными тренерами вратарей. А уж когда начнется чемпионат КХЛ, просмотр будет происходить еще более интенсивно. И так, постепенно, будем готовиться к самому главному событию. Олимпиаде в Сочи.
- Из энхаэловских вратарей вы наиболее комплиментарно высказывались о Набокове. Но после провального сезона в СКА и кошмарного чемпионата мира... Сможет ли он заиграть на прежнем уровне?
- Посмотрим, как у него сложится в «Айлендерс». Мы никого не списываем. Не заладилось у него в СКА, и от этого все кувырком пошло. А почему не заладилось - нужно у него спросить.
- Причина была на льду или вне площадки? Говорят, его жена-американка не прижилась в России...
- Я в личные дела не хочу вмешиваться. Профессионал умеет устранять такие проблемы и возвращаться в обойму.
- Набоков сейчас в том возрасте, в котором вы закончили играть, сказав, что не можете настроиться на следующий сезон. Все выиграно. Стимулов нет.
- Времена-то изменились. При современной медицине и возможностях для восстановления организма Гашек,например,доиграл до 46 лет. И деньги пока еще никто не отменял.
- А могут ли деньги перевесить психологическое опустошение, которое вы сами тогда испытали?
- Это очень трудно, и деньги могут не перевесить. Все зависит от человека, от силы его желаний. Можно и в 40 лет не наесться хоккеем. Хотя я испытывал опустошенность. А через несколько лет опять на лед потянуло. И сейчас, в своем возрасте, я продолжаю выступать за команду ветеранов.
- Непросто держать себя в боевой форме?
- Естественно. И в питании, и в режиме есть ограничения. Но держать марку и показывать свой уровень очень хочется, поэтому заставляю себя. За весом слежу, делаю упражнения на растяжку, что очень важно для вратаря. Хотя и травмы случаются... К счастью, не очень серьезные.
РАСПИЛЕННЫЕ ДЕНЬГИ И ОПОРОЧЕННОЕ ИМЯ
- Последние годы были у вас тяжелыми. Эта странная команда «Рысь»... Да и «Крылья» тоже...
- От того, что случилось с «Крыльями», сердцу больно. Я в Москве ведь в «Крыльях» начинал. Вроде как была команда, а сейчас нет ее вообще. Распилили деньги, клуб оболгали, опорочили имя. Пример бандитского отношения к хоккею. Пришли люди, что-то ухватили и скрылись. Сейчас дошло до того, что руководители «Крыльев» пропали, и никакой связи с ними нет. Если бы о таком узнали Борис Кулагин или Игорь Дмитриев, даже не представляю, как бы они реагировали.
- С Билялетдиновым, как думаете, сможете сработаться? Дружба - это одно, работа - совсем другое.
- Мы уже работали с Зинэтулой в «Динамо», в 2000 году, когда чемпионами стали. Совместный опыт был, и, я считаю, он был нормальным. Но дружба дружбой, а служба службой, вы правы. Мы оба это понимаем. Человек он обстоятельный, серьезный, и, когда игроком был, видна была его железная воля.
- Действительно, железная?
- Если посмотреть на его тренерские результаты, были и взлеты, и падения. Он через падения переступал и снова поднимался. А это как может быть? Только воля.
- С кем вы поставили бы его в один ряд? У кого еще такая же железная воля? Виктор Тихонов? Майк Кинэн?
- Феликс Эдмундович, - улыбается Мышкин. - Из Зинэтулы все хотят почему-то грозную фигуру вылепить. А Билялетдинов - нормальный человек, он любит и театр, и кино. Поверьте на слово, он не зациклен на хоккее.
- Еще Зинэтула Хайдярович якобы любит пошутить, но никто не может вспомнить ни одной его шутки.
- Да это же специально ходить и записывать надо! А кто этим заниматься будет?!
- Вы с Билялетдиновым на «ты» или на «вы»?
- Конечно, на «ты». Зинэтула всего на три месяца старше меня. Но это роли не играет.
- Серьезные разногласия у вас бывали?
- Не припомню. Споры есть, и это нормально. Но чтобы разногласия - такого не было. Надеюсь, и не будет.
- Вы можете наконец рассказать, что у вас с Быковым в ЦСКА произошло? И почему, пока он был тренером сборной, вы в ней с вратарями не работали?
- Что произошло, то произошло. Об этом надо забыть. Я не хочу жить прошлым, мне интереснее будущее. Если бы это вчера случилось, можно было бы что-то обсуждать.
- Быкова и Захаркина можно любить или ненавидеть. Но правильно ли то, что они оказались вне работы и вне России?
- Серьезно, я совсем не хочу обсуждать ни эту тему, ни этих людей! Назад лучше не оглядываться.
- Быков и Захаркин никого не подпускали к сборной - это была одна крайность. У Билялетдинова целых пять помощников, да еще в качестве консультантов планируется рабочая группа из уважаемых ветеранов. Не считаете, что это уже другая крайность?
- Каждый тренер видит свою работу по-своему. Если Быков и Захаркин считали, что так будет лучше, никто же им в этом не мешал... Пришел Билялетдинов, у него свое видение. Сейчас хоккей очень плотный, решают все одна-две шайбы. Большинство, меньшинство. Тут надо все учесть. И как, что использовать будет Билялетдинов - это его право...
- А как работают тренерские штабы других сборных?
- Там полноценные штабы. Люди, отвечающие за тактику, за работу с защитниками, с вратарями и нападающими... Отдельные тренеры на каждое амплуа. Люди, занимающиеся подборкой видеоматериалов по конкретным игрокам. Все рассчитано от и до, информация стекается в мозговой центр, к главному тренеру, а он определяет общую стратегию...
Видели на чемпионате мира сборную Финляндии - семь человек на скамейке?! И финны стали чемпионами. Большие тренерские штабы - это, пожалуй, веяние времени. Очень много деталей, которых одному человеку не охватить.
- Можно о деталях поподробнее?
| |