|
Один из портретов Сталина 70 лет кочевал по запасникам музеев и никогда ранее не выставлялся. Как объясняли его автору Василию Мешкову, он не соответствует канону. Художник нарисовал вождя углем и сангиной, и Сталин на этом портрете получился слишком реалистичным.
Куратор выставки Ольга Киташова пояснила, что это означает на самом деле: «Излишняя проработка деталей лица, излишне показана вялость руки и чрезмерно интенсивный темный фон».
Известно, что Сталин запрещал писать себя с натуры, и портреты вождя рисовали с фотоснимков, прошедших цензуру. А вот Ленин позировал охотно. На холсте художника Исаака Бродского он изображен на Красной площади в 1924 году. До революции Бродский был знаменит своими пейзажами, потом становится придворным, точнее, прикремлевским художником.
Позже Ленин как символический образ: на трибуне, окруженный знаменами, зовущий к светлому будущему. Во время оттепели он - «самый человечный человек». «На одной из центральных выставок в Манеже в 1960-е годы картина Нечитайло произвела просто ошеломляющее впечатление, потому что он изобразил его очень близким, очень живым человеком», - рассказывает куратор выставки.
Не вождями, а просто людьми потом были Хрущев, задумавшийся над письмом колхозников, Брежнев на даче в Кунцеве. «Простота обычности» сменила «простоту величия». Каждый из персонажей - избранник своего времени. Перед судом истории на выставке в Историческом музее представлены 350 полотен, на которых изображены самые яркие персонажи российской истории с X по XX век. И большинство из них - на модели знаменитого «Памятника 1000-летия России», правда, прошедшей советскую цензуру. Куратор выставки Маргарита Силаева пояснила: «Эта модель пришла к нам в 30-е годы уже советской эпохи, иИ мы обнаружили, что там удалены все религиозные и имперские символы. Например, обратите внимание, что Владимир Святой остался без креста. Нет там и фигуры знаменитого князя Рюрика - он был вырван».
На одной из картин - крещение княгини Ольги. К событию почти 2000-летней давности в конце XVIII века приближенный ко двору художник Иван Акимов возвращается не случайно. Образ княгини Ольги невольно проецировался на образ Екатерины Второй, создавая исторические основы для возвеличивания женщин на троне. «В XVIII-XIX веке появляются не портреты исторических деятелей, а появляются сюжеты, которые были важны для времени XVIII-XX века, то есть, Александр Невский и Дмитрий Донской совершенно неслучайно появляются в разных иконографиях. Они служили некими примерами для вдохновения в борьбе с наполеоновской Францией», - рассказала Маргарита Силаева.
В середине XIX века востребованной становится ранее запретная «тема Ивана Грозного», и он уже не грозный, а слабый старик, находящийся при смерти. Еще одна работа - Иван Грозный за любимым занятием - разглядывает сокровища. Маргарита Силаева пояснила: «Это был образ, долго не обсуждаемый. Ведь Карамзин выставил ему ранжир царя, который слишком много пролил крови».
Самая популярная среди избранников музы истории Клио - фигура Петра Первого. Его рисовали во все времена и в любом возрасте. Вот его, еще ребенка, мать спасает от стрельцов. Рядом - царь на ассамблее. Правда, главная фигура здесь - неизвестный человек в старомосковском обличье, который пытается отказаться от литрового кубка - аналога петровского «Большого Орла». И все с любопытством взирают на то, чем закончится своеобразная защита исконного достоинства перед новыми установлениями.
| |