|
В Брянской области провели замеры радиационного фона - он в норме. Убедиться в этом МЧС пригласило представителей «Гринпис» и даже местных депутатов. Когда из-за жары в России начались лесные пожары, в прессе появились сообщения, что горят в том числе и опасные участки, а значит, есть вероятность выброса в атмосферу радиоактивных веществ. И вот Министерство по чрезвычайным ситуациям организовало специальный рейд, призванный успокоить население.
Вертолет МЧС весь день кружил над брянскими лесами. Искали пожары, но так и не нашли. Лишь следы травяного пала. Единственное задымление увидели уже с земли в поле, правда, дым быстро исчез.
Пожаров в здешних лесных массивах больше всех опасались экологические организации. Ведь в этих местах повышенный радиационный фон. МЧС успокаивало - угроз не было и нет. Но для полной уверенности было решено с дозиметрами прогуляться по радиактивному лесу.
Лес в окрестностях города Новозыбков в Брянской области - одно из самых зараженных мест на территории России (последствия Чернобыльской аварии). Заражение - от 15 кюри на квадратный километр. Вдоль трассы стоят предупреждения для местных жителей, что запрещено любое лесопользование, в том числе сбор грибов и ягод.
По результатам исследований, фон на высоте один метр от земли - 0,8 микрозиверт. Источник фона - частицы цезия-137, которые прилетели сюда с облаком из недр 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС. При таких параметрах следует вызывать оперативные службы. Но не здесь, где такой фон уже четверть века является нормой.
«Говорить о том, что это нормальный фон, не совсем правильно. Но для этого места это нормально. Изменений выявлено не было», - говорит начальник 294-го Центра по проведению спасательных операций особого риска МЧС России Алексей Кудяков.
Официально эта зона называется зоной отселения. Жители здесь получают пособия, усиленное медобслуживание, они вправе воспользоваться специальной программой по переселению. Но менять привычки и срываться с места хотят не многие.
«Мы научились на нашей территории получать чистые продукты - молоко, мясо, картофель, зерно. Кроме, конечно, грибов и ягод. Тут мы не можем, - говорит глава администрации Клинцовского района Владимир Холуев. - Правда, жители все равно, к сожалению, собирают. Но мы с ними ведем разъяснительную работу».
В МЧС объясняют - человеческий фактор. Возле каждой деревни посты не выставишь. Главное, чтобы лес не поджигали. За лето возникало несколько очагов возгорания. Их быстро тушили и сразу же замеряли радиационный фон. Без изменений.
«Нет источника этого изменения. Нет сверханомального урагана, который вывернул деревья с корнем, разбросал бы загрязнения куда-то. Нет масштабных пожаров», - подчеркивает директор Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования ''Антистихия'' МЧС России Владислав Болов.
Представители экологических организаций замеряли радиационный фон собственными приборами. Экологи тоже не нашли опасных изменений на местах, где горел лес. «Мы побывали в зараженном районе. Нам было важно убедиться, что там нет сильных пожаров. Мы сильно в этом не сомневались, но приятно было увидеть, что это правда», - отмечает представитель экологической группы ''Экозащита'' Алиса Никулина.
За радиационной обстановкой в воздухе следят на станциях Росгидромета. Они проводят так называемые аэрозольные замеры. Вместе с результатами лабораторий МЧС они дают полную картину по обстановке в области. Если снова возникнут сомнения в данных, говорят спасатели, приезжайте - померяем вместе.
| |