|
Важнейшая российская тема, которая остается в центре внимания вот уже несколько дней. Сегодня из-под толщи волжской воды удалось приподнять затонувший теплоход «Булгария».
Показались мачта, шлюпки и искореженная капитанская рубка. Как говорят в штабе операции, с технической точки зрения, самое сложное позади. Но впереди еще буксировка теплохода в док и расследование всех обстоятельств трагедии 10 июля.
К месту сложнейшей операции вплотную сейчас не пускают. Впрочем, есть первые кадры. Под водой «Булгария» пролежала ровно 12 дней. Затонувший теплоход сейчас в буквальном смысле затянут илом, но плавкраны всё же смогли вытянуть верхнюю палубу. Судно сейчас продолжает двигаться наверх.
Место операции взяли в плотное кольцо. Сегодня утром на воду спустили боновые заграждения. Первые подвижки - «Булгарию» постепенно вытягивают, а значит, из баков может потечь мазут. Волгу круглосуточно патрулирует катер, с баржи - она своего рода штаб на воде - рассыпают абсорбент. Маслянистых пятен на Волге нет, но боновые заграждения могут понадобиться в любой момент. На поверхность уже всплыла первая бочка с мазутом.
Самое сложное, можно сказать, позади. В эти минуты на поверхности Волги уже появились мачты и капитанская рубка. «Булгарию» удалось оторвать ото дна. Затонувший теплоход сейчас в буквальном смысле в подвешенном состоянии: «полотенца» и стропы нагрузку выдерживают. Отрывать «Булгарию» нужно было предельно резко, с этой задачей плавкраны справились. А вот тянуть дальше нужно медленно и максимально аккуратно.
Впрочем, сегодня принимают экстренное решение: пока «Булгарию» не тянуть. В этом положении - когда на поверхности уже отчетливо виден ходовой мостик - затонувший теплоход оставят до завтра: нужно завести еще одно «полотенце», пятое по счету. Центр тяжести смещен - нужно срочно восстановить баланс.
«На данный момент заводим дополнительный строп, вернее, другой строп, потому что так получилось, что в связи со смещением предметов на нос сместился центр тяжести, и нам надо завести новое полотенце, мягкое полотенце. Кран 16-тонный его сейчас заводит. Его заведут поближе к миделю или на гражданском языке - к центру судна», - рассказывает руководитель операции, заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский.
Проблема в том, что краны все-таки не справляются. Основная нагрузка сейчас на волгоградском «Могучем» - он держит 340 тонн, то есть кормовую часть судна. Носовую вытянуть все же не могут. Чтобы операция прошла без срывов, нагрузку на первый плавкран, «Могучий», нужно срочно понизить, ориентировочно на 30 тонн. И передать ее крану КПЛ-351, он сейчас фактически отдыхает.
- 15 метров длиной, 15 метров, вот полотенце: металлические листы, сваренные между собой. Стропятся, заводятся. Когда он проведен и обжат, соответственно он принимает форму корпуса.
Операцию просчитали в буквальном смысле по секундам, но все равно небольшая осечка. На скорости в 15 километров в час «Булгария» в день катастрофы стремительно уходит под воду и ударяется носом. Нос не просто заилен - в буквальном смысле перегружен песком. Если нагрузку не перераспределить, стропы в очередной раз лопнут. Вес «Булгарии» вместе с илом по-прежнему неизвестен.
«Судно по инерции вошло носом в грунт. С дифферентом и с креном, соответственно, очевидно, набрало достаточное количество грунта, поэтому весовые характеристики были не совсем те, которые мы ожидали», - рассказывает Виктор Олерский.
Если с задачей до ночи не справятся - уже готов резервный вариант: «Булгарию» дотянут до мели - это примерно 40 метров вверх по течению - и на месте, без нагрузок на стропы и краны, продолжат работу. На судне еще 15 незаверенных люков.
- Смотрите, сейчас будет выходить часть теплохода, шлюпбалки будут выходить.
С этого момента уже отчетливо видно мачту. Капитанская рубка в буквальном смысле расплющена: с правой стороны огромная вмятина. Очевидно, из-за того, что удар пришелся на правый борт, именно на нем «Булгария» все это время лежала под водой. Мачта уже заржавела. На поверхности Волги появились спасательные шлюпки. На воду во время катастрофы их так и не спустили, не было времени.
Главное задача теперь - поднять «Булгарию» на поверхность, как только появится верхняя палуба - нужно хотя бы метр или полтора - водолазы начнут заваривать иллюминаторы или возможные пробоины. Эта процедура займет порядка десяти часов, следом откачают воду, и затонувший теплоход всплывет уже самостоятельно.
Водолазов под воду пока не пускают - стропы сейчас действительно на пределе. Раз в два часа с риском для жизни к «Булгарии» на весельной лодке подплывают, чтобы замерить уровень напряжения полотенец. «Булгария» стремительно тяжелеет. Первый отрыв от поверхности воды, когда над Волгой всего 10 процентов судна, произошел с весом в 556 тонн.
«А дальше понятно, что в воде ничто ничего не весит, поэтому вес будет увеличиваться согласно жидкости, весу жидкости, оставшийся в судне», - поясняет Виктор Олерский.
Насосы уже готовы. Чем быстрее заварят иллюминаторы, люки и все пробоины, тем быстрее «Булгария» потеряет в весе. Воду, хотя бы частично, откачают уже сегодня. Это сейчас принципиальный момент. Так называемой плавучести судна мешают как раз лишние тонны.
Если все пойдет по плану, и не понадобится буксировка на мель - завтра на поверхности Волги появятся первые каюты, в том числе те помещения, куда добраться так и не удалось. Фарватер снова закрыли, сотрудники дока снова на низком старте. Доставить «Булгарию» до шлюзов сегодня никто не обещает. А вот завтра утром - почти на 90 процентов. Операция по подъему вышла на завершающую стадию. Счет пошел на часы.
| |