|
Играя в камень, ножницы, бумагу мы бессознательно копируем жесты своего соперника. Когнитивные эксперименты, поставленные в Университетском колледже Лондона, открывают тревожные перспективы перед Homo sapiens: искусственный интеллект, умело использующий эту брешь, может получить конкурентное преимущество над человеком.
Игра «камень-ножницы-бумага» (КНБ), немудренные правила которой всем известны с детства, на поверку оказывается не такой простой, как кажется.
С этим фактом согласятся не только члены Международного общества игроков в КНБ, организующего отборочные туры и ежегодные международные чемпионаты, но также биологи, обнаружившие КНБ-последовательность в сценариях полового отбора в популяциях юта - пятнистых ящериц семейства игуановых, и специалисты по искусственному интеллекту, вообще неравнодушные ко всякого рода играм. Среди последних КНБ рассматривается как простой и удобный игровой полигон для обкатки самообучающихся алгоритмов. <1>Задача состоит в том, чтобы научить компьютер предсказывать поведение игроков, распознавая их игровые патерны - персональные стратегии, используемые (не важно - спонтанно или сознательно) для обретения преимущества над соперником. Если под преимуществом понимать овладение вполне реальными ресурсами, рыночными активами или критически важной информацией (в ситуации, скажем, военного конфликта и вообще любого конфликта интересов), станет понятной настоящая цена вопроса, если эффективный универсальный алгоритм, уверенно обыгрывающий человека в КНБ, когда-нибудь будет разработан. В этом смысле КНБ - не столько полигон для испытаний компьютерных экспертных систем, умеющих отгадывать чужие намерения, прогнозировать будущее и принимать эффективные решения, сколько фундаментальная проблема, решения которой могут оказаться важными для понимания принципов работы человеческого интеллекта. Вполне логично, что наряду со спортсменами, биологами и программистами к этой игре проявила интерес группа нейрофизиологов и специалистов по когнитивной психологии с факультета наук о мозге Университетского колледжа Лондона во главе с профессором Ричардом Куком. В серии простых и наглядных экспериментов, результаты которых опубликованы в Proceedings of the Royal Society B им удалось выяснить, что играющие в КНБ склонны к бессознательному копированию жестов оппонентов, повышающему шансы на ничью даже при условии, если участникам игры ничейный результат явно невыгоден. <2>В эксперименте участвовало 45 добровольцев. В первом раунде игрокам одевали на головы повязки и игра шла вслепую. Во втором повязка оставалась только у половины игроков, а их противники могли видеть, какие именно комбинации выкидывают в процессе игры их оппоненты. Участники, выигравшие большую часть поединков, получали денежный приз. В полном согласии с теорией вероятности доля ничейных исходов в полностью слепом раунде, когда игроки не видели жестов друг друга, составила примерно ⅓ от всех результатов. А вот в полуслепом раунде, когда один из игроков мог видеть жесты другого, доля ничейных исходов даже с учетом статистической погрешности явно выросла, составив почти 37%. Иначе говоря, «зрячие» игроки начинали спонтанно копировать жесты «слепых» в момент выбрасывания комбинаций, хотя ничейные исходы явно противоречили их интересам. Ход игры тщательно документировался, что позволило точно локализовать во времени моменты этих имитаций. <3>Спонтанное отзеркаливание игроками комбинаций оппонентов «во вред себе» авторы окрестили «эффектом ничьи», возложив ответственность за такое поведение на так называемые «зеркальные нейроны» - гипотетические нейронные комплексы, предположительно отвечающие за отслеживание и моторное повторение чужих действий. «С момента нашего рождения», указывает Ричард Кук, «мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда те или иные действия порождают ответную предсказуемую имитацию этих действий. Самый простой пример - родители, которым трудно удержаться от имитации ужимок новорожденных: они начинают также улыбаться, гукать, высовывать язык, пускать слюни и т.п., когда смотрят на своих чад». <4>Похоже, способность к моторному отзеркаливанию чужого поведения играет важную роль у высших социальных организмов, выживающих, в том числе, за счет успешного совершения коллективных действий. Эффективная стратегия выживания таких популяций предполагает существование двух векторов поведения их членов - вектора «конкуренции» (когда выживает самый ловкий и смышленный), и вектора «кооперации» (когда совместное действие стаи, предполагающее отзеркаливание действий соплеменников, повышает для члена коллектива шанс на выживание и передачу генов потомству). Эксперименты, подобные вышеописанным, однозначно указывают, что бессознательный алгоритм копирования, прописанные в нашем «биосе», всегда вносит искажение в процесс и результаты нашей интеллектуальной деятельности, направленной, в том числе на достижение конкурентных преимуществ перед другими членами сообщества. В таком случае самообучаемые алгоритмы, учитывающие сознательно неконтролирумые, но предсказуемые аберрации человеческого поведения (а в игре КНБ обнаруженная аберрация точно предсказуема), научатся, используя эту брешь, эффективно предсказывать человеческое поведение в ситуации игры, и рано или поздно могут получить объективное конкурентное преимущество над людьми, имитирующими поведение друг друга даже во вред себе. Автор: Дмитрий Малянов
| |