|
Сообщение о том, что население Чечни фактически освобождено от призыва в армию, вызвало горячие споры в Интернете. Между тем, и в Российской империи, и в Советском Союзе существовали различные категории лиц, не подлежащих воинскому призыву. Подробности - у Бориса Бейлина в эфире радио «Вести ФМ».
Военная реформа 1874 года формально провозгласила в России всеобщую воинскую повинность. Однако на деле это было не так. От службы фактически освобождались люди со средним и высшим образованием, духовные лица любых религий, население Средней Азии, Казахстана и мусульмане Кавказа. Впрочем, и здесь не было единого подхода. К примеру, осетины-мусульмане служили - они направлялись в полки Терского казачьего войска.
Напротив, абхазы-христиане от воинской повинности были освобождены. Отмечу, что население империи было огромным, и на практике правительство могло позволить себе формировать армию по собственному усмотрению, прежде всего из представителей наиболее лояльных групп, то есть преимущественно из славян.
Для командного состава также был ряд ограничений. Так в офицеры не производились иудеи. А для поляков-католиков в некоторых военных округах существовали процентные нормы. При этом никаких ограничений для крещеных евреев, караимов и православных поляков не существовало. Как, впрочем, и для мусульман.
В русской армии офицеры-мусульмане составляли более одного процента. Причем, несколько сот были из числа представителей горских народов, отмечает директор института научной информации по общественным наукам, академик Юрий Пивоваров:
«Когда в 1860 годы закончилась борьба за Кавказ, и Россия овладела им, то очень быстро эти народы стали близкими к трону. И это было зафиксировано и в военном деле. Многие представители этих народов служили в лейб-гвардии, то есть в гвардии, охранявшей императора».
К примеру, аварец Магомед-Шапи, чьим отцом был плененный вождь горцев имам Шамиль, дослужился до генерал-майора. Какое-то время он командовал кавказским взводом императорского конвоя, не смотря на то что его родной брат являлся турецким маршалом.
Коренное население Северного Кавказа могло идти добровольно и в солдаты. Так в 1914 году была образована Кавказская туземная конная дивизия - знаменитая «Дикая дивизия», на 90 процентов сформированная из горцев. В ее состав входил чеченский полк. Командовал дивизией младший брат императора Великий князь Михаил Александрович.
После революции всеобщая воинская обязанность видоизменилась. Были введены новые ограничения. Правда, не по религиозному, а по социальному признаку. В рабоче-крестьянскую Красную Армию не призывались лишенцы. То есть дети дворян, купцов, царских офицеров, священников, фабрикантов, а так же казаков и кулаков. Их направляли в тыловое ополчение. В 20-е годы эта была чистая формальность. А вот в 30-е многих тылоополченцев отправляли строить железные дороги. Так что их части были предшественниками «Стройбата» и «Желдорбата».
С 1935 года в армию снова стали брать казаков. Ну, а окончательно все ограничения были отменены Сталиным, когда в воздухе запахло войной, уточняет директор правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право» Сергей Кривенко:
«В Советское время основное изменение в структуре воинской обязанности произошло в 1939 году. И с 1939 фактически по 1991 год действовал закон о всеобщей воинской обязанности. И призывались фактически все молодые люди, годные по состоянию здоровья».
Стоит добавить, что студенты вузов, в которых были военные кафедры, после краткосрочных сборов зачислялись в запас и только в редких случаях направлялись на действительную военную службу - офицерами.
| |