|
Жертвами двойного теракта в Норвегии стали 94 человека, еще 20 в очень тяжелом состоянии. Сначала бомба взорвалась в деловом квартале Осло, а потом пришли страшные новости из молодежного лагеря. Мужчина в течение часа расстреливал подростков, которые оказались на маленьком острове как в ловушке.
Морские пехотинцы сменили полицейских на улицах, ведущих в правительственный квартал Осло. Ничего не видно, но каждый прохожий остановится, чтобы попытаться что-то разглядеть. Хотя надо пройти еще метров двести вглубь оцепленной территории, чтобы оценить масштабы разрушений.
Пятница - короткий день. Государственные служащие заканчивают работу в половине четвертого. Все было рассчитано, и начиненная взрывчаткой машина взлетела на воздух в 15.27.
Сначала сообщали, что взорвана редакция газеты «Верденс Ганг», но последующие события не только сняли все вопросы о цели теракта - штаб-квартира премьера социалиста Столтенберга, - но и превзошли его по чудовищности последствий. Через два часа после взрыва в центре Осло, на островке Утойя, в молодежном лагере правящей норвежской партии, появился человек в полицейской форме. Он попросил всех собраться в одном месте якобы для того, чтобы проинструктировать детей в связи с терактом, и потом начал стрелять.
Он ходил по островку (в самой широкой части 500 метров) и расстреливал всех, кого замечал. По свидетельствам выживших, бойня продолжалась около часа, прежде чем высадившийся спецназ обезвредил преступника. Дети бросались вплавь до большой земли. Впечатляющие кадры сейчас показывают по всем норвежским каналам - спасатели достают из воды тела тех, кто не доплыл. Сегодня утром становится окончательно ясно, что Норвегия пережила самую большую трагедию со времен Второй мировой войны.
Больницы заполнены ранеными. Только в столичный госпиталь доставили 30 человек, двадцать из которых находятся в критическом состоянии. Король Хенрик и королева Соня навещают пострадавших. Точно пока неизвестно, но счет им может пойти на сотни.
Стрелка взяли без единой царапины. И тут же отпали все версии, о которых говорили в первые часы: исламские экстремисты или месть Каддафи. Убийцей оказался норвежец, 32-летний предприниматель Андрес Брейвик. Никогда прежде Брейвик не попадал в поле зрения полиции, зато теперь о его ультраправых националистических взглядах известно все. Он состоял в христианской масонской ложе. Последняя запись на Facebook: «Один человек с верой стоит ста тысяч, которые имеют только интерес».
Его портреты сегодня размещены во всех газетах. Пишут, что убийце может грозить 21 год заключения; никто не сомневается, что взрыв правительственного квартала - тоже его рук дело, хотя не исключают, что у него были сообщники. В общем, блондин с голубыми глазами - политический террорист номер 1 в мире.
Как американцы в 2001 году, испанцы в 2004 году и британцы в 2005 году, норвежцы осваиваются в новой реальности. Они ведь тоже прежде не могли представить, что такое случится с ними. И вдвойне неожиданно то, что терроризм этот - доморощенный. Хотя премьер Столтенберг и сегодня утром был уверен, что национализм в Норвегии - это не что-то из ряда вон выходящее: «По сравнению с другими странами у нас нет проблем с праворадикальными группировками. Хотя они у нас существуют».
Но все-таки Норвегия сегодня уже не та, что была вчера. И для этой тихой страны пришло время переосмысления террористической угрозы.
| |