|
22 июля в Осло произошел взрыв. Через несколько часов Андерс Брейвик открыл стрельбу в молодежном лагере на острове Утёйа близ норвежской столицы. Кто же такой этот Брейвик? Об этом в утреннем эфире «Вестей ФМ» рассказал Улоф Андерсон, пресс-секретарь Союза русских обществ в Швеции.
Кузичев: Улоф, если я правильно понял, вы знали Андреса Брейвика, о котором мы все говорим, и даже 3 часа российского федерального эфира посвящены именно произошедшему в Норвегии и попытке осмыслить, что же там произошло. Псих-одиночка ли это, устроивший дикую бойню в Норвегии, или это действительно человек, у которого была своя идеология, человек, который положил свою жизнь на алтарь какой-то борьбы. Скажите нам, кто он?
Андерсон: Понимаете, когда в России об этом говорят, то есть некоторые вещи, которые многие россияне упускают из виду в связи с тем, что для них наши регионы не взаимосвязаны. В сентябре прошлого года чеченец Дукаев взорвал бомбу в Копенгагене. Это первый случай. Потом один белый расист стрелял соседнем городе Мальма. Потом, после этого, в январе был большой взрыв в Стокгольме, потом после этого была попытка штурмовать газету, когда задержали 5 полностью вооруженных боевиков. И теперь этот случай. У нас в регионе, может быть, в течение полутора лет идут практически постоянные открытые конфликты между, скажем так, правыми и мусульманскими фундаменталистами, например, когда националисты осенью убивали людей, то это были не только арабы или турки, но и те, кто сотрудничал с ними, те, кого воспринимали как предателей, и это очень похоже на то, что сделал Брейвик.
Кузичев: Понятно. Хотя, все-таки, извините за это слово, в том, что вы описываете события недавнего прошлого, там есть какая-то страшная, но логика, и объяснить себе, почему белые расисты берут оружие и идут стрелять в людей с нехарактерным для этих широт цветом, можно. Почему светловолосый Брейвик идет и стреляет в 90 детей на острове? Только потому, что они социал-демократы?
Андерсон: До этого осенью человеком, который сейчас в суде, тоже были застрелены белые, потому что он считал, что есть белые, которые сотрудничают с мусульманами, и они предатели. Это было уже в сентябре. Этот человек находится в суде, и полиция имеет только одного подозреваемого и 25-28 случаев, когда произошла стрельба в людей посреди города. И вот связать в одну цепочку эти события я вряд ли могу. Кузичев: Скажите, пожалуйста, Вы лично знали Брейвика?
Андерсон: Да, мы общались одно время летом.
Кузичев: Мы все пытаемся понять личность этого человека. Наш известный специалист по психиатрии описал его как шизоида. Очень интровертного, захваченного собственными идеями, закрытого в эмоциональном смысле. Вот насколько Ваши впечатления о нем совпадают с мнением психиатра?
Андерсон: Я его знал довольно давно. И вот исходя из того человека, которого я видел изначально, у него была одна вещь, которую можно четко считать неадекватной. Это самовосприятие, и в первую очередь это конкретно проявлялось в отношении к женщинам. Это одна вещь, которую я четко замечал.
Кузичев: Что Вы имеете в виду? Поясните.
Андерсон: Он себя представлял таким очень, скажем так, востребованным и довольно высокомерно мог относиться к девушкам. И если вдруг девушки его не воспринимали, то это вызывало у него очень негативную реакцию. И если вдруг, в кругу знакомых были такие случаи, когда вместо него девушка выбирала какого-то пакистанца, то это вызывало у него крайне негативную реакцию.
Кузичев: А в чем выражалась эта негативная реакция? Он сидел, шипел в углу или вскакивал и орал?
Андерсон: Понимаете, я не могу сказать, что это был целиком продуманный, идеологический, полностью осознанный какой-то расизм или национализм, он выражался скорее в неприличных выражениях.
Кузичев: Понятно, то есть раздражение, которое реализовывалось в брани в сторону эмигрантов.
Андресон: Это был один момент, где четко было видно, что что-то там есть, реакция была неадекватной. В остальном, он был верующий, но он не пытался кого-то конвертировать или постоянно сыпать вокруг цитатами, мы просто знали, что он верующий и все.
| |