|
Руководители ряда информационных агентств Кыргызстана обратятся на имя председателя ЦИК, президента, спикера Жогорку Кенеша и руководителей пяти фракций парламента с заявлением, в котором изложат свою позицию относительно решения Центризбиркома не аккредитовывать информационные агентства для участия в предвыборной агитации.
Такое решение принято по итогам встречи представителей информационных агентств и представителей института медиаполиси, которая состоялась 25 июля в Бишкеке.
В обращении в одном из пунктов предполагается предложить определить критерии, по которым интернет-издания будут приравнены к СМИ, или законодательно определить, как информагентствам освещать мероприятия госорганов, если прецедент, созданный ЦИК, получит свое развитие и сотрудников интернет-изданий, ссылаясь на законодательство, не будут аккредитовывать. Другим пунктом решено сообщить, что решение ЦИК ограничивает право на информацию и это является препятствием на пути демократического развития Кыргызстана.
Участники дискуссии отметили, что ранее ЦИК, аппараты президента, правительства и парламента аккредитовывали сотрудников ИА как представителей СМИ, и сейчас непонятно, с чем связано данное решение ЦИК. По мнению собравшихся, вероятные причины такого решения: а) желание следовать букве закона, б) продуманное действие для поступательного установления контроля над распространением информации, в) создание лазейки для некоторых кандидатов для ведения неконтролируемой предвыборной агитации в интернете.
По мнению главного редактора агентства «КирТаг» Кати Урумкановой, решение ЦИК означает фактический запрет для информагентств участвовать в предвыборной агитации и является одним из шагов госоргана регулировать деятельность интернет-изданий далее всех средств массовой информации.
Корреспондент «24.kg» Данияр Каримов отметил, что с одной стороны интернет-изданиям развязали руки, с другой стороны - сиюминутное желание ИА заработать на выборах и связанная с этим их согласительная позиция может привести в дальнейшем к тотальной цензуре. Д.Каримов заявил, что принятые недавно «любопытные» законы о рекламе и о телевидении - первые шаги к установлению контроля над СМИ и ограничению права граждан на информацию. Журналист также отметил, что решение ЦИК ограничивает право избирателей на информацию, так как сотрудников информагентств не будут аккредитовывать на пресс-конференции ЦИК, в некоторой степени это ограничивает свободу слова.
С таким заключением не согласилась главный редактор ИА «Vesti.kg» Оксана Филюк. Как отметила она, от решения ЦИК информационные агентства ничего не теряют, а только приобретают. «Нас официально признали не СМИ, это значит мы не подпадаем под закон о СМИ и нам не могут запретить проводить агитацию. Здесь нет ничего плохого и не надо делать из этого шумихи. Это значит: что не запрещено, то разрешено», - говорит она. Другой вопрос, как отметила она, «как общественность будет контролировать интернет-издания если нет законодательной базы, регулирующей их деятельность». О.Филюк предложила занять выжидательную позицию и посмотреть, как события будут развиваться дальше.
Директор Института медиа полиси Бегаим Усенова в этой связи отметила, что сложившаяся ситуация дает толчок к тому, чтобы ИА определились, хотят ли они зарегистрироваться как СМИ. «У информационных агентств уже должен быть ответ на этот вопрос, единая позиция», - говорит она.
Как отметила главный редактор «K-news» Алтынай Жуманазарова, закон о СМИ отстает от медиареальности и законодателям следует подумать о роли и месте интернет-изданий в законодательстве.
Б.Усенова, комментируя агентству АКИpress данный вопрос, отметила, что неаккредитация информационных агентств ЦИК для участия в предвыборной агитации лишает избирателей, живущих за рубежом и читающих лишь ленты информагентств, доступа к информации.
«Я надеюсь, что ЦИК будет конструктивен и пойдет навстречу ИА, потому что здесь стоит вопрос доступа избирателей к информации. Ранее ЦИК аккредитовывал информагентства, так как негласно они считаются СМИ. До сих пор в законе не регламентирована деятельность ИА, так как очень сложно определить критерии, по которым интернет-издания относились бы к СМИ», - отметила она.
| |