|
Московские тротуары меняются на глазах: день за днем с них исчезает асфальт, а на его месте появляется плитка. Власти столицы заверяют, что новое покрытие хоть и дороже, чем асфальт, но экологичнее и долговечнее. В связи с этим до конца года они намерены облагородить около 1,1 миллиона квадратных метров тротуаров на центральных улицах и вылетных магистралях.
МОСКВА, 25 июля - РИА Новости. Московские тротуары меняются на глазах: день за днем, начиная с середины июня, с них исчезает асфальт, а на его месте появляется плитка. Власти столицы заверяют, что новое покрытие хоть и дороже, чем асфальт, но экологичнее и долговечнее.
В связи с этим до конца года они намерены облагородить около 1,1 миллиона квадратных метров тротуаров на центральных улицах и вылетных магистралях. Экологи поддерживают данную инициативу, однако москвичи обеспокоены, что плитка будет быстро разрушаться, а любительницам шпилек придется отказаться от подобной обуви.
Цена вопроса
Мэр Москвы Сергей Собянин поднял вопрос об укладке плитки на столичных тротуарах, когда в городе еще лежал снег - в марте. Тогда он заявил, что около 90% тротуаров в столице покрыто асфальтом, который летом плавится, а осенью имеет непрезентабельный вид. В связи с этим из бюджета Москвы было выделено порядка 4 миллиардов рублей, которые должны покрыть затраты на замену 1,1 миллиона квадратных метров тротуарного покрытия в этом году.
Руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Андрей Цыбин сообщил, что новое покрытие хоть и дороже, чем асфальт, но прослужит в разы дольше. В частности, по его словам, один квадратный метр тротуарной плитки стоит порядка 3,4 тысячи рублей, в то время как стоимость двухслойного асфальта той же площади составляет 1,2-1,3 тысячи рублей. Однако замена асфальта производится раз в шесть-семь лет, а плитка служит до 30 лет.
Он также подчеркнул, что сама плитка выбрана в соответствии с ГОСТами, учитывая климатические условия города, а ее поставкой занимаются восемь заводов Москвы и Подмосковья. Все вопросы укладки плитки, в том числе разнообразие цветовой гаммы, согласовывались с Москомархитектурой.
По словам главы департамента, фирмы-подрядчики в работах по укладке плитки работают в городе уже много лет. При этом все работы будут оплачиваться по факту их выполнения.
Как, в свою очередь, заявил глава департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы Антон Кульбачевский, плиточное покрытие имеет экономическое преимущество: несмотря на то, что укладка плитки обходится дороже, чем традиционное асфальтобетонное покрытие, в период эксплуатации она окупает свою стоимость на 30-40%.
Экология новых дорог
Помимо экономии от замены асфальта на тротуарную плитку столичные власти отмечают ее большую экологичность по сравнению со старым дорожным покрытием. По словам главы столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды, на поверхности плитки не скапливается вода, так как обеспечен водоотвод через зазоры между элементами мощения. Кроме того, при повышенных летних температурах элементы природного или искусственного камня, в отличие от асфальтобетона, обеспечивают требуемые эксплуатационные характеристики.
Между тем, руководитель токсической программы Гринпис России Алексей Киселев сообщил РИА Новости, что асфальт не является менее экологичным материалом по сравнению с плиткой, так как «не токсичен в жару, не вреден для здоровья», однако плитка является более долговечным и эффективным в ремонте материалом, нежели асфальт.
Директор природоохранных программ общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов также отметил, что на этапе производства плитка более экологична с точки зрения грязных выбросов в атмосферу от асфальтовых и битумных заводов. Кроме того, она уменьшает количество осадков, сливающихся в ливневую канализацию.
«Когда дождь выпадает на плитку, то вода частично просачивается через нее в почву, а не уходит полностью в ливневую канализацию, которая находится в городе в плачевном состоянии. Замена асфальта на плитку на тротуарах частично разгрузит ливневые стоки», - отметил собеседник агентства.
Тем не менее эколог предлагает провести химический анализ конкретного вида плитки, укладываемой в Москве, чтобы убедиться в экологичности материала. «Единственный вопрос к ней (плитке): насколько она экологична по составу, кто ее делает, из каких материалов? Об этом информацию найти невозможно», - отметил Пукалов.
Простота и удобство
По словам доцента кафедры дорожных материалов Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) Юрия Васильева, плитка более удобна при укладке, чем асфальт, так как тротуары в столице достаточно узкие и спецтехника не всегда может подъехать к нужному месту.
«Также под тротуарами проложено много коммуникаций, которые требуют эксплуатации и ремонта. В данном случае надо вскрывать тротуар и потом его заделывать, что портит внешний вид дороги. Благодаря простоте вскрытия плитки ремонт инженерных сетей будет происходить без проблем», - уточнил собеседник агентства.
Он также подчеркнул, что если плитка будет соответствовать всем необходимым стандартам, то она прослужит десятилетия. «Однако если на дороги попадет случайная плитка, то в первую же весну мы можем получить неприятные моменты, связанные с ее разрушением», - пояснил Васильев.
При этом он добавил, что технология уборки плитки будет применяться такая же, как и для асфальта. «Как известно, в Москве принято решение не использовать реагенты, а только каменную крошку, которая никак не может повлиять на свойства плитки. Но даже если на плитку попадут реагенты, то они не должны сказаться на долговечности плитки при условии, что соблюдены все необходимые стандарты», - заверил собеседник агентства.
Он уточнил, что для проверки на морозоустойчивость плитку испытывают в солях, воздействие которых похоже на воздействие противогололедных реагентов.
Каковы последствия?
Несмотря на заверения властей, жители столицы считают, что новое покрытие может нанести вред ногам и обуви горожан: одни опасаются, что каблуки будут попадать в щели между плитками, другие говорят о дискомфорте из-за разрытых тротуаров. Тем не менее, эксперты заявляют, что плитку уложат вплотную, поэтому для всех видов обуви она будет безобидна.
Как заявил заместитель начальника дорожного отдела ГБУ «Кольцевые магистрали» Константин Поздняков, в большинстве европейских стран тротуары мощены плиткой, так как она дольше эксплуатируется. Глава департамента природопользования и охраны окружающей среды также отметил, что укладка тротуарной плитки не создаст неудобства, особенно - для катания на роликовых коньках. При этом он напомнил, что на ряде столичных улиц плитка уже уложена и не препятствует катанию на роликах.
По словам главы столичного департамента социальной защиты населения Владимира Петросяна, новое покрытие не станет и помехой для передвижения людей на инвалидных колясках - вопрос лишь в качестве плитки и самой укладки.
Он добавил, что при укладке плитки в обязательном порядке будет выделяться специальная полоса для слепых и слабовидящих людей. При этом качество работ будет контролировать департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы.
| |