|
В Москве этой ночью неизвестные злоумышленники дважды пытались ослепить пилотов самолетов. С начала этого года зафиксировано уже десятки подобных случаев. О том, как уберечь глаза пилотов, сейчас думают десятки разработчиков. Спасут ли пилотов специальные очки и защитные линзы?
Об опасности мощных лазерных указок за последние месяцы было сказано много. Но у нашей съемочной группы появилась уникальная возможность своими глазами увидеть, что происходит, когда зеленый луч попадает на сетчатку настоящего зрительного органа.
В клинику микрохирургии глаза ежедневно поступают люди с одинаковыми симптомами: резкое ухудшение и искажение зрения. Во всем виновен лазерный луч, но как же он действует на глаз, и есть ли способы защиты?
В нашем эксперименте офтальмологи используют глазное яблоко поросёнка - зрительная система этого животного реагирует на лазерный луч также, как и человеческая. Чтобы лучше видеть зону поражения, врачи устанавливают увеличительную линзу.
Мощность лазера, который можно купить в магазине, достигает двух тысяч милливатт, его луч преодолевает расстояние в десятки километров. Именно такими атакуют пилотов по всей стране. К экспериментальному глазу лазер ближе - всего в 30 сантиметрах. Необратимую травму он наносит за 3 секунды.
- Мы видим ожог сетчатки, небольшой пузырёк воздуха. На сетчатке произошел микронадрыв.
Микронадрыв провоцирует кровоизлияние, со временем оно заполнит всё пораженное пространство глаза. Пока в микроскоп видно только белое поле - это и есть ожог.
- При попадании лазера в центр сетчатки у человека может пропасть центральное зрение.
«К сожалению, то место, где произошел ожог, восстановлению не подлежит, то есть человек будет видеть в поле зрения пятна», - объясняет Сардор Тилляходжаев, врач-офтальмолог.
Как уберечь глаза пилотов, сейчас думают десятки разработчиков. В Ростове, где атаки происходят особенно часто, придумали антилазер - стекло, которое отражает луч в глаза преступника.
«Выполняет две функции: первая - это защищает глаза пилота от ослепления, вторая - помогает наказывать злоумышленника, который направляет лазер на кабину пилотов», - рассказывает Владимир Мартынов, доцент кафедры роботехники и мехатроники Донского государственного технического университета.
Но такую защиту нельзя назвать совершенной. Это становится ясно в ходе второго эксперимента с аналогом ростовской разработки.
- Сейчас мы попробуем действие лазерной указки через защитное устройство.
Луч уходит в сторону, но при этом не теряет силу. Никто не может гарантировать, что в следующее мгновенье он не ударит по глазам, например, второго пилота.
«Рассеивающие линзы могут в той или иной степени воздействовать на окружающих», - объясняет Сардор Тилляходжаев, врач-офтальмолог.
Еще один способ спастись - надеть специальные защитные очки. Такие, как у всех участников эксперимента. Но пилотам они не помогут, стекло очень темное, и сажать самолет придется практически вслепую. Закончив испытания, ученые подтвердили: защитить глаза от лазера помогут не высокие технологии, а полный запрет на продажу опасных указок.
| |