|
Москва. 26 июля. FINMARKET.RU - Российский внутренний рынок топлива оказался под прессингом дефицита и Технического регламента по нефтепродуктам. Эксперты предупреждают, что рост цен на бензин может превысить прошлогодний уровень, если не вмешаться в ситуацию, власти же обещают ее не накалять и отсрочить введение в действие техрегламента, тем самым вернув в продажу «народный» бензин.
Будет рост - никуда не денешься
Рост розничных цен на высокооктановый бензин в этом году может превзойти уровень 2010 года, сообщил директор по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков на пресс-конференции в Москве.
По его словам, с начала года розничная цена на бензин Премиум-95 выросла на 6,5%. В то же время за весь прошлый год ее рост составил порядка 8%.
«Мы можем увидеть превышение этого показателя, если ситуация на топливном рынке не поменяется», - сказал П.Строков. По его словам, ситуацию мог бы исправить возврат в оборот бензина класса евро-2.
П.Строков отметил, что, по оценке «Кортеса», условный дефицит бензина на внутреннем рынке в настоящее время составляет 6-8%.
Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша напомнил, что ежегодно розничная стоимость топлива повышается на уровень инфляции, то есть на 7-9%. Кроме того, введенная с этого года индексация акцизов на бензин ежегодно будет прибавлять к его стоимости порядка 2 рублей на литр.
Ранее Минфин РФ подготовил поправки в Налоговый кодекс РФ об индексации акцизов на алкоголь, табак и бензин в 2012-2014 годах. Темпы роста акцизов на бензин на 2012-2013 годы было предложено сохранить на запланированном уровне. В текущем году акциз на бензин 3 касса составляет 5,672 тыс. рублей за тонну. В 2012 году акциз предлагалось повысить на 30%, до 7,382 тыс. рублей, в 2013 году на 24%, до 9,151 тыс. рублей, в 2014 году на 10%, до 10,066 тыс. рублей за тонну.
Высокооктановые бензины и дизельное топливо на прошедшей неделе продолжили дорожать на спотовом рынке России, говорится в материалах ИАЦ «Кортес».
Цена на Регуляр-92 в среднем по РФ увеличилась на 355 руб. за тонну и составила 29422 руб./т, Премиум-95 - на 267 руб./т, до 30189 руб./т. Наибольший рост цены на Премиум-95 был отмечен в Центральном и Северо-Западном федеральных округах - на 733 и 700 руб./т соответственно, и топливо там стоило дороже всего - 32683 руб./т и 31,375 руб./т.
На бирже Премиум-95 подорожал за неделю в среднем на 1957 руб./т - до 34405 руб./т.
В рознице Премиум-95 заметнее всего подорожал в Уральском ФО - на 0,13 руб./л, до 26,85 руб./л и Приволжском ФО - на 0,12 руб./л, до 27,06 руб./л.
Дизельное топливо в среднем по России стало дороже на 274 руб./т и стоило 22740 руб./т. Сильнее всего оно подорожало также в Центральном федеральном округе - на 633 руб./т, до 22850 руб./т. На бирже цена летнего ДТ повысилась на 455 руб./т - до 22505 руб./т.
О снижении цен в рознице также приходится мечтать. За неделю с 11 по 17 июля 2011 года потребительские цены на автомобильный бензин выросли на 0,1%, сообщает Федеральная служба госстатистики РФ (Росстат). До этого 2 недели подряд цены не изменялись. С начала года бензин подорожал на 10,8%.
Стоит отметить, что для автомобилистов, «кормящих» своих «железных коней» тем самым неэкологичным топливом, которое хотят запретить к производству и последующей продаже в России, рост цен может оказаться куда существеннее уровней, называемых экспертами.
Ведь практически в одночасье придется перейти на топлива классом выше и выложить за него на несколько рублей больше. Так, по данным статведомства, на 18 июля литр одной из народных марок бензинов - марки А-76 - стоил 23,57 руб., марки АИ-92-93 - 25,51 руб. Средний ценник на бензин марки АИ-95 составил 27,37 руб., при этом он дороже Аи-92 почти на 3,7%, и более чем на 16,1% дороже 76-го бензина, цены на которые также не стояли на месте.
Вернуть «народный» бензин
Возможно, ситуацию с ценами и дефицитом бензина поможет выправить правительство. Экспертная комиссия Минпромторга на заседании в понедельник одобрила изменения в технический регламент по топливам, сообщил Евгений Аркуша.
Поправки касаются возврата в оборот топлива класса евро-2 с августа этого года и до конца 2012 года., а также исключение из техрегламента требований по октановому числу топлива.
Е.Аркуша сообщил, что эти поправки направлены на рассмотрение в правительство. Он напомнил, что если эти изменения не будут приняты, то с 6 сентября этого года из оборота будут выведены бензины Аи-80 и Аи-92.
Согласно действующему техрегламенту по топливу, с 1 января 2011 года вводится запрет на реализацию бензина Аи-95, отвечающего экологическому классу 2 (евро-2). С сентября 2011 года в силу вступает запрет на реализацию бензина Аи-92 класса евро-2. Выпуск в оборот бензина класса евро-3 возможен до 31 декабря 2011 года, евро-4 - до 31 декабря 2014 года. Выпуск в оборот дизтоплива класса 2 и 3 допускается до 31 декабря 2011 года, класса 4 - до 31 декабря 2014 года.
Однако ряд нефтяных компаний не успели осуществить модернизацию своих заводов и наладить выпуск топлива класса евро-3. В апреле-мае 2011 года Россия столкнулась с дефицитом топлива на внутреннем рынке. Одной из причин кризиса стала необходимость выполнения требований техрегламента - нефтяные компании перенаправляли на экспорт бензин евро-2, ранее поставлявшийся на российские заправки.
В конце мая Минэнерго предложило продлить сроки перехода на топлива более высоких экологических классов. В частности, предлагалось продлить реализацию топлива класса евро-2 до конца 2012 года, евро-3 - до 2014 года, евро-4 - до 2015 года.
Уравнять возможности
У дефицита на внутреннем рынке есть еще одна составляющая - неравные условия в рознице при продаже топлива. РТС уже направил в правительство письмо, в котором попросил создать равные условия на розничном рынке для всех действующих субъектов, вывести АЗС из состава вертикально интегрированных нефтяных компаний, сообщил Е.Аркуша. Также в письме содержатся предложения по организации продаж всего моторного топлива на бирже, чтобы все участники розничного рынка могли закупать его на равных условиях.
Кроме того, РТС просит исключить в дальнейшем любое административное вмешательство в ценообразование на рынке топлива.
| |