|
В Норвегии прошли первые слушания по делу 32-ллетнего Андерса Брейвика, сознавшегося в совершении двойного теракта. Брейвик попросил об открытом процессе. Суд поначалу согласился, но потом передумал и решил не предоставлять убийце открытой трибуны. И первые слушания прошли в закрытом для публики режиме.
В Норвегии прошли первые слушания по делу 32-ллетнего Андерса Брейвика, сознавшегося в совершении двойного теракта. Брейвик попросил об открытом процессе. Суд поначалу согласился, но потом передумал и решил не предоставлять убийце открытой трибуны. И первые слушания прошли в закрытом для публики режиме. Как дальше будет проходить процесс, выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Ольга Беляева.
Одним из главных принципов уголовного судопроизводства является открытость судебных заседаний. В этом случае в зал допускаются все желающие, которые в ходе слушаний могут составить свое представление о степени виновности подсудимого. Закрывают заседание в особых случаях, когда речь идет о преступлениях несовершеннолетних, когда рассматриваются дела об изнасиловании или когда суду надо прояснить важные недостающие детали. В закрытом режиме рассматриваются дела о терроризме, как это было в США по делу 11 сентября. Брейвика обвиняют в терроризме, но поскольку речь идет о сотнях пострадавших, некоторые эксперты настаивают на публичности слушаний. Однако правоохранительные органы не хотят давать подсудимому площадку для пропаганды его идей. А здесь все зависит от председателя суда, замечает адвокат Игорь Трунов. В его компетенции контролировать выступления в зале.
«Не надо думать, что судебный процесс - это такая вольница, где можно говорить все что захочется. Во время судебного процесса можно и разрешается выступать только по существу и с разрешения председателя. Если у него появится желание вести какие-то пропагандистские разговоры, дело председателя - его остановить. Скорее всего, так и будет, так как это не по существу», - комментирует Трунов.
Публичную трибуну Брейвику предоставлять нельзя ни в коем случае, считает политолог Николай Злобин. Ведь именно жажда известности подвигла его на чудовищную расправу.
«Многие уголовные преступники рассчитывают на известность, из-за чего и совершают преступления. Тогда возникает проблема прозрачности процесса. В США есть закон, по которому преступник не может получить никакой выгоды от своего преступления», - говорит Злобин.
Отдельный вопрос - освещение процесса средствами массовой информации. Ведь судебный процесс грозит превратиться в шоу. СМИ, безусловно, сыграют здесь свою роль, уверен доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ Михаил Макеенко.
«Какая бы информация ни появлялась в Сети, она не будет в глазах общественности легитимной до тех пор, пока не появится в больших газетах, журналах, на ТВ. Поэтому все, что он написал, приобретет новый смысл и заиграет свежими красками, если это будет достаточно подробно излагаться в СМИ», - отмечает Макеенко.
Слушания по делу Брейвика продлятся не один месяц. Максимальный тюремный срок, который грозит норвежскому стрелку по статье «Терроризм», - 21 год. Однако, если она будет заменена на «Преступление против человечности», то срок увеличится до 30 лет. Кроме того, в его случае есть риск повторения преступления. Поэтому Брейвика могут просто не выпустить на свободу. Если, конечно, признают вменяемым. В противном случае - отправят на принудительное лечение.
| |