|
Президент США Барак Обама подписал указ о введении санкций против четырех транснациональных преступных группировок, в том числе «Семьи одиннадцати».
Так ФБР в свое время назвала группу «авторитетов» и «воров в законе», близких к Вячеславу Иванькову по кличке Япончик. По словам российских оперативников, почти половины мафиози из числа «одиннадцати» уже нет в живых. А какую-то опасность для США они могли представлять разве что в начале 1990-х годов.
Барак Обама подписал указ о борьбе с транснациональной преступностью 26 июля 2011 года. Он предусматривает введение санкций против японской якудзы, итальянской каморры, мексиканской Los Zetas и восточноевропейской «Семьи одиннадцати». По решению президента США, должны быть заморожены собственность и счета всех участников этих группировок, а также связанных с ними бизнесменов. Все предприниматели и фирмы, которые решат оказать какую-либо помощь группировкам и связанным с ними структурам, будут считаться участниками «преступного сговора». «Подобные организации становятся все более изощренными и представляют все большую опасность для Соединенных Штатов, они вторгаются в деятельность иностранных правительств и международной финансовой системы, ослабляя тем самым демократические институты, подрывая верховенство закона и экономические рынки», - отмечено в указе.
Российские оперативники долго не могли понять, о какой «Семье одиннадцати» говорил Барак Обама, пока не отыскали письмо ФБР, отправленное в Москву еще в начале 1990-х годов. В нем приводится это название как обозначение ближайшего окружения «вора в законе» Вячеслава Иванькова. Япончик в 1992 году перебрался в США, начал выстраивать там криминальную империю, чем вызвал пристальный интерес американских спецслужб. Иваньков постоянно встречался и созванивался со своими криминальными приятелями и пытался создать что-то наподобие мафиозного «политбюро» - клана самых влиятельных гангстеров, которые бы определяли дальнейшие направления деятельности преступного мира. В так называемую «Семью одиннадцати» тогда вошли сам Япончик, «воры в законе» Сергей Бойцов (Боец), Алексей Петров (Петрик), Евгений Васин (Джем), Аслан Усоян (Дед Хасан), Захарий Калашов (Шакро-молодой), Джемал Хачидзе (Джемал), Датико Цихелашвили (Дато Ташкентский), а также «авторитеты» Салим Абдувалиев (Салим), Алимжан Тохтахунов (Тайванчик) и Сергей Тимофеев (Сильвестр). Также был очерчен и круг гангстеров, приближенных к «семье» и способных стать ее членами. К нему относились «законники» Александр Бор (Тимоха), Владимир Оганов (Вачикос Шестипалый), авторитетный бизнесмен Осман Кадиев и лидер «солнцевской» группировки Михась.
В 1990-е годы русская мафия была объявлена в США чуть ли не главной национальной угрозой, на борьбу с ней ФБР постоянно выделялось дополнительное финансирование. Тем временем «Семья одиннадцати», членов которой объединял исключительно Япончик, начала стремительно редеть. Лидер «ореховской» группировки Сергей Тимофеев был взорван на 3-й Тверской-Ямской улице в Москве 13 сентября 1994 года. А Иваньков делал большую ставку на этого «авторитета», полагая, что тот способен победить другие криминальные кланы в столице, прежде всего, кавказские. «Вор в законе» неоднократно связывался из США с Сильвестром, обсуждал различные насущные проблемы. Другой влиятельный представитель преступного мира - «законник» Сергей Бойцов - был расстрелян на Мосфильмовской улице в Москве в феврале 1999 года. Боец считался одним из лидеров славянских «криминальных генералов» и очень импонировал Япончику. Спустя год скончался близкий друг Иванькова Датико Цихелашвили. В октябре 2001 года в хабаровском СИЗО умер «вор в законе» Евгений Васин. В 1990-е годы Джем считался негласным хозяином Дальнего Востока и поддерживал хорошие отношения с Япончиком и Дедом Хасаном.
Сам Вячеслав Иваньков был арестован в США в 1995 году по обвинению в вымогательстве денег у бизнесменов, связанных с «Чара-банком». Только в июле 2004 года он вышел на свободу и сразу был депортирован в Россию, где вновь оказался за решеткой. Япончика заподозрили в расстреле во время бытового конфликта двух строителей из Турции. Впрочем, присяжные оправдали «вора в законе». Последние годы он постоянно общался с Дедом Хасаном, а умер в октябре 2009 года, так и не оправившись от огнестрельного ранения, нанесенного снайпером.
Другой участник «Семьи одиннадцати» Захарий Калашов с 2006 года находится под стражей в Испании, где осужден за отмывание денег.
Салим Абдувалиев на данный момент - один из самых богатых и уважаемых людей в Узбекистане, президент местной Ассоциации спортивной борьбы.
Алимжан Тохтахунов (разыскивается Интерполом) уже давно больше известен как меценат и бизнесмен, а не «авторитет». То же можно сказать и про Михася.
Осман Кадиев (в 1990-е годы США объявили его в розыск), хотя и поддерживал в России отношения с Япончиком, больше вращается в футбольных кругах - он являлся владельцем махачкалинского «Динамо» и молдавского «Нистру».
Остальные участники «семьи» находятся друг с другом в не самых лучших отношениях. Еще в 1998 году у Аслана Усояна возник конфликт с «законником» Рудольфом Огановым (Рудик Бакинский), во время которого погибли десятки гангстеров, в том числе и брат Рудика Владимир Оганов.
В 2008 году у Деда Хасана началась новая криминальная война - на этот раз с «вором в законе» Тариелом Ониани (Таро). Последний решил провести масштабную сходку на Пироговском водохранилище в Подмосковье, однако все ее участники были задержаны. Среди них оказался и «законник» Александр Бор. По данным сыщиков, Дед Хасан не простил Тимохе участия в мероприятии Таро, и с тех пор у них крайне плохие отношения. Бор последнее время проживает в Австрии. В Европе большую часть времени проводит и Алексей Петров, ставший после смерти Япончика предводителем славянских «законников». Петрик был очень близок к Япончику, часто встречался с ним и в США, и в России, приезжал на его похороны в Москву. Известно, что Усояна Петров, мягко говоря, недолюбливает.
Так что все участники «Семьи одиннадцати» либо мертвы, либо отошли от криминальных дел, либо сидят, либо воюют друг с другом. В США они не были уже много лет и, по данным российских оперативников, не имеют там особых финансовых интересов. Наоборот, сейчас наблюдается отток гангстеров с американской территории в Россию. Так, недавно в Москву и Санкт-Петербург вернулись бывшие лидеры русской мафии в США Марат Балагула и Борис Найфельд, уехавшие из СССР еще в 1970-е годы.
И тут американские власти сдувают пыль со старого досье и вновь объявляют «Семью одиннадцати» одной из главных угроз. Объяснение этому можно найти только одно. В ФБР существует целое подразделение по борьбе с восточноевропейскими преступными группировками. Работы у него в последние годы мало, а соответственно снижается и финансирование. И очередное пугало в виде «Семьи одиннадцати» поможет не лишиться бюджетных средств и показать, что эти деньги идут на важнейшее дело.
Юрий Вершов.
| |