|
Норвежскому террористу Андерсу Брейвику могут предъявить новое обвинение. Не исключено, что его обвинят в преступлении против человечности. Соответствующая статья есть в уголовном кодексе Норвегии.
Она предполагает заключение на срок до тридцати лет. Примечательно, что в этой стране ее ни разу еще не применяли. Зато за преступления против человечности судили международных преступников. Правоприменительную практику изучил корреспондент радио «Вести ФМ» Сергей Диков.
Не террорист, а преступник, совершивший деяния против человечности. Возможно, именно так вскоре придется называть Андерса Брейвика. Убийце 76-ти человек планируют предъявить новое обвинение. Соответствующая статья есть в уголовном кодексе этой страны. И если как террориста, Брейвика могли посадить на 21 год, то теперь ему грозит три десятка лет за решеткой. Против человечности - одно из тяжелейших преступлений во всем мире, объясняет адвокат Анатолий Кучерена:
В данном случае, если говорить об этой статье, то подразумевается, что совершено широкомасштабное нападение на гражданское население. Те действия, которые были совершены они, конечно, широкомасштабны. Потому что он признался и в совершении террористического акта возле правительства и был задержан, когда непосредственно расстреливал людей на острове.
История знает несколько примеров внесения приговоров по данному обвинению. Правда, касалось это, как правило, международных преступников. Самый известный процесс - Нюрнбергский. Он прошел в 1945-46 годах. Тогда на скамье подсудимых оказались 16 человек - руководителей гитлеровского режима. Среди обвиняемых были Геринг, Борман, Розенберг и другие. Для 12-ти человек вердиктом суда стала смертная казнь. За преступления, совершенные во время Второй мировой, судят и по сей день, объясняет профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин:
В истории, конечно, такая статья применялась, и часто она касалась военных преступлений. Как известно, такая статья не предусматривает срока давности. Поэтому многие военные преступники были осуждены даже по происшествии многих десятков лет.
Приговор военным преступникам все же выносит международный трибунал. В этом и отличие дела Брейвика. Его будут судить по норвежским законам. А местное законодательство не предусматривает смертной казни. Как, впрочем, и российское, напоминает Дмитрий Лабин:
Конечно, не дай Бог, чтобы такое произошло в России, но российский уголовный кодекс тоже предусматривает достаточно серьезное наказание за подобные деяния. Единственное, нужно отметить, что как Россия, так и Норвегия участвуют в международной конвенции о защите прав человека, которая предусматривает своим протоколом отмену смертной казни. Поэтому предположить, что будет вынесен приговор, предусматривающий смертную казнь, невозможно, ни в России, ни в Норвегии.
Решение о переквалификации обвинения норвежскому террористу еще не принято. Но в этом можно практически не сомневаться. Даже 30 лет за решеткой многие называют слишком мягким наказанием для Брейвика. Но такова либеральная система уголовного права в Норвегии, отмечают эксперты. А сама статья «за деяния против человечности» в стране никогда еще не применялась.
| |