|
Теперешняя политическая неразбериха делает Латвию крайне уязвимой к иностранному вмешательству, особенно со стороны Российской Федерации, которая неустанно пытается обрести хотя бы минимальный политический контроль внутри трех прибалтийских стран.
23 июля 2011 года произошло решительное изменение во внутренней политике Латвии. Латвийские избиратели только что высказали недоверие парламенту и теперь пребывают в ожидании досрочных выборов, которые должны состояться в течение двух месяцев. Как мы уже рассказывали в предыдущих статьях, недавние крайне бурные политические процессы в Латвии привели к многочисленным изменениям внутри различных союзов и коалиций.
Бывший президент Валдис Затлерс объявил войну коррумпированному политическому классу и созвал национальный референдум, чтобы распустить парламент. Из-за его непримиримой борьбы с политиками по истечении первого мандата сильно поляризованный парламент не переизбрал его на второй срок и, таким образом, вывел его из игры. Пришел черед нового президента Андриса Берзиньша, который должен найти верный способ управления ситуацией, чтобы вывести страну из структурной неустойчивости, которая может привести к дальнейшим проблемам.
Теперешняя политическая неразбериха делает Латвию крайне уязвимой к иностранному вмешательству, особенно со стороны Российской Федерации, которая неустанно пытается обрести хотя бы минимальный политический контроль внутри трех прибалтийских стран. С другой стороны, Рига всегда была достаточно подвержена подобному внешнему вмешательству Москвы из-за особенностей ее политической структуры. Местный правящий класс в отличие от других восточноевропейских стран (Литва, Чехия, Венгрия и т.д.) не полностью обновилса и избавился от политического наследства. Во всяком случае есть риск, что он легко управляем.
Несмотря на тот факт, что независимость, территориальная целостность и безопасность Латвии гарантируются благодаря ее присоединению к НАТО и Евросоюзу, все же на принятие решений в стране может оказываться влияние. В то время как Литва и Эстония ведут крайне проамериканскую политику и настроены очень критически по отношению к России и к ее агрессивной политике на международной арене, Латвия ведет себя гораздо мягче. Рига - одна из немногих европейских столиц, которая всегда поддерживала добрососедские отношения и некоторое сотрудничество с Кремлем. В этом не было бы ничего плохого, если бы Россия не старалась использовать эти контакты для осложнения сотрудничества прибалтийских стран и в особенности для протеста против политики Литвы и Эстонии.
В будущем ждут своего осуществления многочисленные совместные проекты прибалтийских стран, и Латвия может всегда оказаться полезной для Москвы, ищущей способа оказывать влияние на региональную политику. Разумеется, все зависит от результатов досрочных выборов и внутреннего равновесия. Отныне ясно, что после выборов политические союзы страны подвергнутся резкому изменению. Единственный политик, на котором грядущие перемены не должны сказаться, - это новый президент Берзиньш, по поводу всего остального прогнозы делать трудно. Пророссийская партия Латвии «гармонический центр» с большой скоростью завоевывает позиции, в то время как избиратели все хуже и хуже относятся к коалиции большинства.
Не исключена возможность, что после выборов «гармоническому центру» удастся войти в какую-либо многопартийную коалицию. Подобное развитие событий сильно изменило бы внешнюю политику Латвии. Возможно, Валдис Залтерс начал правильный процесс, но он очень рискованный и непредсказуемый и может дорого обойтись латышским гражданам. Бывший президент очень быстро потерял контроль за развитием ситуации, но он попытался вновь включиться в игру, основав новую партию. В настоящий момент нам не остается ничего другого, кроме как ждать результатов выборов, чтобы прийти к правильным заключениям и понять новые политические тенденции Латвии.
| |