|
О Венецианской биеннале, такова уж традиция, рассказывают обычно однажды в день открытия, хотя выставка современного искусства работает полгода и закроется 27 ноября, а ведь некоторые проекты сильно меняются со временем, за метаморфозами современного искусства наблюдал Григорий Заславский на радио «Вести ФМ».
В отличие от классического искусства, где можно не сомневаться - если шел на Левитана, его и увидишь, современное, актуальное искусство, то самое контемпорари-арт часто меняется с течением времени. Так что на Венецианскую биеннале есть смысл заглянуть и сегодня. Скажем, в Арсенале - на главной площадке Биеннале, спустя почти полтора месяца после открытия скульптуры-свечки Урса Фишера уже изрядно подтаяли, а голова наблюдателя-зрителя живописно отвалилась и теперь лежит у ног безголового изваяния, а свечи горят-горят, и «Похищение сабинянок» - копия скульптуры итальянца Джамболоньи, и два офисные кресла - как в известное нашей эстрадной песне, сгорая, плачут, плачут... Свечи же!
Наоборот - разрастается один из наших проектов. Россия, как известно, редко когда в последние годы умещалась в стенах небольшого щусевского павильона в саду Джардини. Там в этом году, как известно, всё отдано на откуп «Коллективных действий» и самому Андрею Монастырскому, хотя приметы такой же по сути каталогизации можно обнаружить и в проекте «Другая сторона России», над которым трудится в палаццо Барбариго Минотто итальянский художник Омар Галльяни.
Галльяни в Москве бывал, в галерее «К35» была его выставка, даже две, и вот теперь кураторы Леонардо Ротатори и наша Виктория Саава предложили Галльяни вместо любимых его итальянских моделей наших русских женщин. Самых разных - всего 48, часть портретов уже более или менее готово, но больше половины еще предстоит нарисовать углем на фанере, чтобы осенью в Москве показать в рамках уже Московской биеннале современного искусства. И это, обещают, будет масштабный коллаж - 3 на 16 метров. Женщины - самые разные, молодые, чуть постарше, но даже те, чей возраст уже должен хоть как-то проявиться в чертах лица, даже они у Галльяни выглядят по-арбатски идеально, как фотокарточка, прошедшая горнило фотошопа, - «Россия молодая», даром что все портреты связаны меж собой растительным орнаментом, пока что - в угольном наброске, потом, обещают, появится и зелень, расцветут лица...
В интерьерах палаццо XV-XVII веков, в его парадных залах такие же парадные лица смотрятся вполне уместно, как говорится, кстати. Вообще приятно, когда другие видят тебя именно так, не как раньше: мы у них видели одних только бездомных и безработных, они у нас - только пустые прилавки магазинов. Как хорошо, думаешь иногда, что времена меняются и мы меняемся вместе с ними. Да что там времена холодной войны с их страстью к очернению любой потусторонней действительности! Даже Некрасова не вспомнишь, глядя на этих женщин, казалось бы, у каждой ведь, конечно, была в жизни и своя драма, и свои печали, но нет, лица - чисты и безмятежны, свободны от забот. Раньше у нас был такой штамп - освобожденная женщина востока, так вот у Галльяни на его портретах - освобожденные от забот женщины сегодняшней России.
Я бы за такие проекты доплачивал отдельно, за популяризацию положительного образа страны, но Галльяни, кажется, доволен и художественной стороной того, что получается. Хотя главное случится в Москве - когда все уже будет готово, портретную галерею разберут и все портреты раздадут героиням, и в итоге от полугода работы останется лишь небольшой видеофильм, да описание, и в этом смысле проект Галльяни смыкается с тем, что показывают в основном павильоне России. Черно-белое кино и несколько страничек текста. Так оно было. И надо сказать, русский павильон пользуется успехом. Каталог, как опись имущества, как история болезни, в которой уже поставлена последняя точка, - нынче главное, что остается не только от посещения выставки, но и от самого произведения искусства.
| |