|
МОСКВА, 27 июл - РАПСИ. Отказ в условно-досрочном освобождении бывшего главы МФО «Менатеп» Платона Лебедева соответствует практике применения УДО в России, где суды формально рассматривают эту категорию дел, как правило, поддерживая мнение администрации колоний, сообщили в среду агентству РАПСИ известные российские адвокаты.
Вельский городской суд в среду отказал в удовлетворении ходатайства Лебедева об УДО. В ходе слушаний по делу прокуратура возражала против досрочного освобождения предпринимателя, основываясь в том числе на отрицательной характеристике, выданной ему администрацией колонии.
Хозяин - барин
Адвокат Сергей Антонов, защищавший генерала ФСКН Александра Бульбова, заявил агентству РАПСИ, что решения по УДО в России принимаются на основании произвольной трактовки закона. «В России не разработаны объективные критерии для решения вопроса о том, достоин человек освобождения или нет», - сказал Антонов.
По его словам, это приводит к произволу администрации колонии, которая может манипулировать заключенными при решении вопроса о выдаче положительной или отрицательной характеристики. Говоря об отказе в досрочном освобождении Лебедева, адвокат подчеркнул, что знаком с «делом ЮКОСа» по материалам СМИ, но они дают основания полагать, что и в данном случае право было применено произвольно. «Те замечания, которые Лебедеву вынесли в колонии - что-то там о потерянных штанах - это надуманная причина для выдачи отрицательной характеристики», - пояснил Антонов.
Оглашая накануне в вельском суде характеристику, представитель колонии заявил, что экс-бизнесмен, находясь на карантине, совершил два нарушения - потерял тюремный костюм и невежливо обращался к сотруднику колонии. Учитывая наличие нареканий в других учреждениях системы исполнения наказаний, в которых находился Лебедев за последние годы, администрация назвала «предоставление ему условно-досрочного освобождения нецелесообразным».
Об избирательном, произвольном характере применения в России условно-досрочных освобождений говорит и известный адвокат Сергей Бровченко. «Администрация колонии всегда играет ключевую роль, с советских времен отношения в колониях строятся по принципу "хозяин - рабы". Так вот заключенные - это "рабы", а их освобождение в руках администрации, "хозяина", и если "хозяин" не даст "добро", то суд не пойдет на досрочное освобождение», - пояснил Бровченко.
Оценивая отказ в удовлетворении ходатайства Лебедева об УДО, адвокат подчеркнул, что, на его взгляд, бывший глава МФО «Менатеп» имел все основания для досрочного выхода на свободу. «Я знаю защиту Лебедева и полагаю, что если она представляла документы, обосновывающие возможность его досрочного освобождения, то сторона обвинения обязана была представить неопровержимые доказательства его опасности для общества, но такой опасности Лебедев не представляет», - уточнил Бровченко.
В свою очередь адвокат Андрей Ромашов, представлявший интересы замминистра финансов РФ Сергея Сторчака, заявил, что не склонен оценивать ситуацию с применением УДО как «произвол». «Я думаю, речь здесь идет о субъективности принимаемых решений, однако нужно учитывать, что вопрос решается относительно осужденных граждан», - сказал он.
Ромашов отметил, что практика применения УДО в России единообразна - решения полностью зависят от позиции администрации колонии. «Нарушения в колонии препятствуют досрочному освобождению, и администрация может накладывать их по надуманным причинам, а суд, в свою очередь, не изучает обстоятельства дела, а лишь формально фиксирует заранее принятое решение администрации колонии», - заявил Ромашов.
Ожидаемый итог
Ожидаемым назвал решение вельского суда адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант. «Мы ожидали такое решение. Пока во всем, что связано с "делом ЮКОСа", закон трактуется очень односторонне», - сказал он.
При этом адвокат подчеркнул, что согласно закону отказ в УДО Лебедеву не может быть принят в расчет судом при рассмотрении аналогичного ходатайства Ходорковского.
«УДО - это вопрос индивидуальный», - пояснил Клювгант.
Экс-глава ЮКОСа сейчас отбывает наказание в карельской Сегеже, и его ходатайство об условно-досрочном освобождении находится в местной колонии.
Хамовнический суд Москвы в конце 2010 года приговорил Лебедева и Ходорковского к 14 годам колонии каждого по обвинению в хищении 200 миллионов тонн нефти и отмывании денег. С учетом приговора от 2005 года по первому делу, согласно которому Ходорковский и Лебедев были осуждены на восемь лет лишения свободы, и проведенного в заключении времени срок их наказания должен был истечь в 2017 году. Однако 24 мая Мосгорсуд смягчил наказание на один год.
| |